Принцип комплектации лаборатории начинающего радиолюбителя электро инструментом
Определимся нужен ли вообще, какой именно и с какими характеристиками нужен электроинструмент, как инструмент повышенной опасности для мобильной лаборатории учащегося.
Первым определяющим критерием по электроинструменту является — безопасность.
Повышенная опасность использования электроинструмента заключается в недостаточно развитом навыке контролировать электроинструмент. Ребята растут и физически развиваются, соответственно, ещё не могут приложить необходимые физические усилия к инструменту. Соответственно детям ещё нельзя пользоваться:
- Электро лобзиком, как казалось бы достаточно простым и безопасным электроинструментом пользоваться нельзя пользоваться даже старшеклассникам. Лобзиком работает преподаватель по разметке учащегося.
- Электро пилы и распиловочные станки всех типов.
- Токарные, сверлильные, фрезерные, шлифовальные и прочие станки.
Понаблюдайте за работой электролобзиком или профессиональным шуруповёртом старшеклассника и вы увидите, что в какие-то моменты времени учащийся не контролирует инструмент. Это не выражается в однозначной возникающей опасности, но контроль должен быть однозначно и ровно на 100%. Ещё необходимо развивать мелкую моторику, требуется бóльшая физическая подготовка, хорошо развитое чувство меры, однозначно нужно лучшее владение собственным телом, а именно правильная позиционирование собственного центра тяжести, прижатие локтя, устойчивость навыков соблюдения ТБ.
Проще говоря парни ещё слабо контролируют энергию и мощь электроинструмента, электроинструмент ещё сильнее их. Ещё нужно укрепляться физически и развивать чувство меры. А это отлично и менее опасно можно и нужно делать ручным инструментом.
Вторым определяющим критерием является образовательная необходимость и целесообразность. Сразу рассмотрим пример, как крайнее проявление отсутствие необходимости и более того, как вред навыкам учащемуся. Речь о том, что нельзя ребят, а это 99% старшеклассников, которые ещё не имеют устойчивых навыков качественной работы собственными руками и головой сажать за 3D принтер или станок с ЧПУ. Да, физического контакта нет при работе с 3D принтером и со станком с ЧПУ, — это очень безопасно. Однако, сейчас в школах отменено черчение, даже у старшеклассников ещё отсутствуют уверенные знания и навыки разметки, сверления, закручивания саморезов, винтов и т.д. После работы учащегося за 3D принтером или за станком с ЧПУ, которые изготовят более качественнее и быстрее, у ребят пропадёт мотивация, работать руками.
Паяльное оборудование: паяльники, паяльный фен, оловоотсос и расходные для пайки материалы на отдельную страницу. Это наш электроинструмент № 1 он необходим и по нему отдельный разговор.
Ответа на вопрос должен ли быть электро инструмент аккумуляторным или питаться от сети — однозначного нет:
- С одной стороны теоретически питание от сети является менее безопасным, с другой стороны практики сетевой инструмент достаточно качественный и защищённый.
- С одной стороны у аккумуляторного электроинструмента нет опасных высоких напряжений, но с другой стороны свежезаряженные качественные аккумуляторы могут дать большие пусковые токи и вследствие значительный крутящий момент.
Например, мы подключили аккумуляторный «взрослый» шуруповёрт к внешнему блоку питания и шуруповёрт значительно потерял в мощности и в оборотах, которых для наших задач вполне достаточно.
Шуруповёрты и электро отвёртки
Шуруповёрт начального уровня мощности или он же электро отвёртка, который можно и нужно дать в руки учащимся, с соблюдением следующих характеристик:
- Максимальные обороты — 400-450 об.мин. Наличие двух скоростей приветствуется, но не обязательно. Именно с 400-450 об.мин. начинается сверление, но ещё можно работать и как электроотвёрткой.
- Максимальное крутящее усилие — 12 Нм.
- Напряжение питания — 3,6-7,2 В. от одного-двух литий-ионных аккумулятора в сменной батарее или встроенные.
- Обязателен быстро зажимной патрон. Однако, под вышеуказанные требования мощности и оборотов попадают электро отвёртки-шуруповёрты с зажимами (фиксаторами) под стандартную шестигранную биту (1/4 HEX). Из опыта работы с данной системой — вставка в шестигранный фиксатор патрона или использование свёрл с шестигранным хвостовиком имеют люфт наконечника сверла до 1 мм. Люфт вообще не допустим для обучения, когда мелкая моторика у ребят ещё продолжает развиваться, а им необходимо приобрести весьма трудный на первом этапе навык точного сверления. Быстро сменные сверла с шестигранным хвостовиком предназначены для профессиональных работ, но для обучения, для работы детьми не подходят. Каждый учащийся за время работы сломает пару-тройку свёрл, что полезно для понимания предела прочности. Свёрла с шестигранным хвостовиком дороже и, соответственно, отказ от них избавит от лишних расходов.
Единственный шуруповёрт не большой мощности, который соответствует всем требованиям — это дрель-шуруповерт BLACK & DECKER BDCD8-XK. В нашем объединении мы пользуемся именно данной моделью. Она вполне справляется со сверлением алюминиевого профиля, фанеры и ДСП. Других операций с бóльшим крутящим моментом и бóльшей частотой вращения в нашем образовательном процессе не требуется. Данный шуруповёрт отличного качества и не относится к дешёвым, питается от пары встроенных литий-ионных аккумуляторов 18650 суммарной ёмкостью 12Вт.ч. (1660мА.ч. каждый), суммарным напряжением 7,2В. и заряжается от комплектной стандартной USB зарядки 5В. 600мА., как обыкновенный мобильный телефон с микро USB разъёмом. Шуруповёрт так же рекомендуется для приобретения в личное пользование. В продаже он хорошо распространён и часто используется, как второй шуруповёрт напарник у профессионалов. К сожалению данная уникальная модель уходит с рынка, предположим именно по своим детским свойствам.
На ЯндексМаркете. На e-cataloge. К сожалению в настоящий момент данный шуруповёрт полностью исчез из продажи. Ближайший аналог здесь.
Шуруповёрт для преподавателя рекомендуем Metabo PowerMaxx BS Basic, как проверенный годами, надёжный, обходящий всех конкурентов, признанный лидер у профессионалов и имеющий статус «народного». Мощный шуруповёрт профессионального уровня необходим педагогу, например, для сверления больших отверстий приспособлением типа «балеринка». В частности отверстий диаметром 10,5см. в оргстекле под вентиляторы 12см. в Проекте №1. Сверление большого отверстия «балеринкой» ребёнок не сможет выполнить вообще, к тому же это опасно для ребёнка. Даже взрослому имеющими хорошие навыки сверления при работе с «балеринкой» нужно «набить руку», чтобы качественно и безопасно выполнять сверление.
Термоклеевой пистолет
Термоклеевой пистолет не заменим, для технического творчества.
Термоклеевые пистолеты некоторых известных брендов, гарантирующих качество, являются близнецами произведёнными на одном заводе с известным в узких кругах брендом Steinel, который немного дешевле. Гуру форумов утверждают, что это и есть бренд завода изготовителя, где размещают свои заказы именитые бренды.
Пользуемся моделью Термоклеевой пистолет Steinel GLUEMATIC 3002 с удлиняющей насадкой, очень удобной для нашей специфики, и клеевыми стержнями идущими в комплекте и затем приобретёнными дополнительно этого бренда. Рекомендации можем дать исключительно положительные по самому пистолету и по качеству склеивания, т.к. модель подтверждает практически профессиональный уровень по качеству изготовления и надёжности.
Вибрационная шлифмашина
Особой необходимости для учащихся в шлифмашине нет. Необходимо развивать моторику, физическую силу и выносливость.
Имеем в распоряжении самую миниатюрную, лёгкую 0,9 кг. и начальной мощности вибрационную шлифмашину Makita BO 4557, производительность которой сравнима со ручным шлифованием взрослого человека. Вероятно это один из самых безопасных электроинструментом, т.к. вся работа его сводится в вибрации на 1 мм. подошвы, к которой крепится наждачная бумага. Практика пользования ею учащимися особой производительности не даёт, но познакомиться полезно.
Первое пользование данной шлифмашиной учащимся указало на необходимость позаботиться о запасных подошвах и повышенному расходу наждачной бумаги :).