Дополнительная общеразвивающая программа
«Радиоэлектроника»
(стартовый уровень, 144 часа)
утверждённая
Возраст обучающихся: 5 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
«Я буду делать всё возможное, чтобы внеурочное время
было направлено на воспитание и формирование
школьника как человека…»
(Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю.)
Важнейшим аспектом педагогической деятельности является создание условий для реализации заложенного в каждом ребёнке потенциала развития, становления его Человеком, в частности через развитие детского творчества и конструирования в области радиоэлектроники.
К радиоэлектронному конструированию влечёт естественная потребность творить, создавать, строить. Потребность в творческом созидательном труде обусловлена генетически и закреплена тысячелетиями в биологическом виде Homo Sapiens, которую необходимо реализовать, чтобы стать Человеком.
Радиоэлектроника — собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с хранением, передачей и преобразованием информации на основе использования радиочастотных электромагнитных волн; основные из них — радиотехника и электроника. Методы и средства радиоэлектроники применяются во всех областях современной техники и науки.
К радиолюбительству тянется не только тот, кто хочет связать своё будущее с радиоэлектроникой. Сегодня электронная техника применяется повсюду, с ней в тесном взаимодействии трудится лётчик, врач, биохимик, экономист, металлург, музыкант и управленец. И каждый, кто занимается практической электроникой, как говорится, в порядке любительства, прекрасно понимает, что это приятное, интересное и увлекательное дело окажется полезным для человека любой профессии.
Автомобили, самолёты, военную технику последних поколений называют новомодными словами гаджет или девайс, что обозначает радиоэлектронное устройство. Техника последних поколений управляется информационно, а именно: руль, штурвал, рычаги и педали — это датчики-манипуляторы с которых снимается информация, какой манёвр хочет сделать пилот, при этом пилоту уже не обязательно находиться непосредственно в кабине. Техническое устройство считается современным, если оно на 100% контролируется и управляется электроникой. Любая инновационная область уже невозможна без радиоэлектроники, которая является безальтернативным помощником человеку в хранении, преобразовании и выработке новой информации (знаний).
Радиолюбительство — это ключ доступа ко всем передовым знаниям и технологиям.
Многим сегодняшним школьникам предстоит не только эксплуатировать электронные устройства, но и принимать участие в их разработке и производстве. Радиоэлектроника представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей, формированию гражданско-патриотических качеств личности и профессиональной ориентации подростков и школьников.
Радиолюбительство — это познание мироустройства через радиоэлектронику, чтобы найти своё место в нём.
Радиолюбители-мальчики — это не только грамотные пользователи, — это созидатели изобретатели. Познав в детстве творческое самовыражение, в зрелом возрасте — это уже самодостаточные личности, знающие как реализовать себя с пользой для общества; — это люди, которым нравственно не приемлем паразитизм, не приемлем труд вне созидания и творчества.
Разумеется, здесь важны вопросы не только развития интеллекта и набора получаемых технических знаний, здесь на равных встают вопросы культуры психической деятельности, как способности входить в низкочастотные (продолжительные) интеллектуальные творческие процессы, как способность настраивать и поддерживать правильное эмоционально смысловое состояние, необходимое для любого творчества, и в первую очередь для коллективного.
Первоочередной задачей становится нравственное воспитание, что позволит вырастить технически грамотных специалистов, ответственных за будущее.
Дополнительная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника» является модифицированной и составлена на основе прилагаемых к используемым конструкторам торговой марки «Знаток»: «Для школы и дома», «Радиоуправляемый вездеход «Лидер»», «Klikko-652» и «ArTeC Blocks» книг №1, №2 и руководств пользователя, содержащие: краткую теорию по темам, тематические практические занятия, методики сборки и описание схем, исторические справки, дополнительную информацию, вопросы и задания. Данные книги рекомендованы Учебно-методическим объединением Московский государственный педагогический университет (УМО МПГУ) для образовательных учреждений.
Программа имеет стартовый уровень, который предполагает знакомство с основами радиоэлектроники и радиотехнического конструирования, развитие общей культуры мышления и мелкой моторики.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Радиоэлектроника» (далее — Программа) — техническая.
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, интересом молодёжи к современной технике, воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос развития промышленности и нехватки инженерных кадров. Соответственно становится актуально создание в учреждениях дополнительного образования детских творческих объединений технической направленности.
На всех уровнях законодательства: федеральном, региональном и муниципальном отражено развитие технического потенциала молодого поколения. Так Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, ориентирует содержание дополнительных образовательных программ на удовлетворение индивидуальных потребностей, учащихся в занятиях научно-техническим творчеством и привлечению юных талантов к участию в мероприятиях различных уровней.
Центр детского творчества располагается в новом микрорайоне Кузнечики Городского округа Подольск, в котором проживает большое количество семей военнослужащих. Родители и дети проявляют заинтересованность в объединениях технической направленности.
Цель программы — воспитание духовно-нравственной творческой личности посредством технического конструирования в области радиоэлектроники.
Личностные:
- Развивать чувство меры, совесть и компетентность в решении нравственных задач. Дать практику осознанного нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Развивать волю, через достижения созидательного творческого успеха, желаемого результата, творческого самовыражения при занятии любимым делом.
- Развивать общую культуру мышления учащихся.
- Способствовать формированию мировоззренческого научного принципа «практика — критерий истины».
- Сформировать уважительное отношение к созидательному труду и не приятие труда вне созидания, развить опыт участия в социально значимом общественно полезном труде.
- Воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной.
- Сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, культуре, языку, традициям, вере, ценностям народов России и мира.
- Сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Сформировать бережное отношения к родной природе и всему живому.
- Сформировать лидерские качества.
- Сформировать навыки правильной организации свободного времени.
Метапредметные:
- Способствовать формированию целостного мировоззрения.
- Способствовать формированию технической грамотности, научного типа мышления и научного мировоззрения, позволяющих легко входить в любую техническую отрасль.
- Обучить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Работать индивидуально, парно и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе тандемного принципа деятельности (ТПД).
- Обучить самостоятельно определять цели своего обучения и творчества, анализировать достижения, ставить и формулировать для себя новые задачи.
- Развить умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- Сформировать навыки правильной организации рабочего места.
- Сформировать основы методологической грамотности, как способность:
- различения,
- способности освоения знаний, выработанных другими,
- способности вырабатывать собственную новую оригинальную информацию, и в том числе управленческую.
Предметные:
- Дать основы радиоэлектроники и радиотехнического конструирования по основным темам.
- Развить владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами, используемыми в радиоэлектронике.
- Обучить технике безопасности при работе с электрическими и электронными приборами и соответствующим инструментом.
- Сформировать до профессиональные начальные умения и навыки технического конструирования.
Первая особенность позволяет организовать стартовый уровень обучения в объединении «Радиоэлектроника» с минимальными материальными и организационными затратами в любом учебном классе без специальной подготовки кабинета.
Подобраны радиоэлектронные конструкторы торговой марки «Знаток»: «Для школы и дома» и «Радиоуправляемый вездеход «Лидер»».
Вторая особенность. Для повышения общей культуры мышления и развития мелкой моторики подобраны конструкторы: «Знаток. Klikko-652» и «Знаток. ArTeC Blocks». Которые позволяют:
- совершенствовать остроту зрения;
- совершенствовать точность цветовосприятия;
- развивать чувство меры;
- решать конструктивные задачи «на глаз»;
- развивать пространственное образное мышление (воображение):
- совершенствовать восприятие формы объекта,
- представлять объекты в различных пространственных положениях,
- овладеть умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
- развивать мелкую моторику:
- развивать мускулатуру кистей рук,
- развивать тактильные ощущения,
- развивать координацию движений;
- развивать логическое мышление;
- развивать процессное мышление и планирование;
- научиться работать по инструкции и без, создавая модели сложнее и интереснее чем в инструкциях;
- работать в парах и группой, развивая коммуникативные навыки;
- развивать взаимопомощь.
На основе этих конструкторов так же проводятся разнообразные конкурсы и викторины с целью подготовки психики учащихся к состязательным нагрузкам и стрессам. Учащиеся учатся самообладанию, максимальной мобилизации и концентрации, учатся оперативно анализировать ошибки и недочёты.
Третья особенность заключается в реализации концепции коллективного соборного творчества, построенного на конструктивном диалоге, в основе которого лежит тандемный принцип деятельности (ТПД).
Четвёртая особенность программы заключается в приоритете воспитательных задач:
- получение теоретических знаний мировоззренческого уровня,
- практика установления и поддержания доброй воли и эмоционально смыслового настроя, которые являются основой и необходимым обязательным условием эффективности творческой деятельности в любой области.
Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возрастов 5-10 лет.
Для детей дошкольного возраста характерно неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребёнка. В этом возрасте дети импульсивны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той же поделкой. Им не терпится начать работу и сегодня же получить результат.
Для детей младшего школьного возраста способность восприятия и наблюдения внешней действительности также не совершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему–то привлёкшие их внимание. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они ещё не могут. Напряжённое и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
В возрасте 7–11 лет у детей продолжается формироваться структура тканей, продолжается их рост. Рост ребёнка ежегодно увеличивается на 4–5 см., а вес на 2–2,5 кг. Мышцы в младшем школьном возрасте ещё слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки.
Набор в объединение осуществляется без предварительного тестирования и отбора. Приём девочек ничем не ограничен, однако техническая направленность объединения привлекает в основном мальчиков, доля которых составляет более 90%. Соответственно, процесс обучения и личностного развития построен с учётом возрастных и гендерных особенностей, — ориентирован на мальчиков.
Особое внимание уделяется профилактике травматизма, технике безопасности при работе с электрическим током, с инструментом, безопасному поведению на занятиях, в помещении центра, а также на улице и правилам дорожного движения.
Срок реализации программы — 1 год. Программа стартового уровня, реализуется в течение 1 года в объёме 144 ч.
— очная, дистанционная r.nccorp.ru.
В соответствии с учебным планом сформированы одновозрастные группы по 10 человек. Состав групп постоянный.
Особенностью организации образовательного процесса является то, что не менее 50% времени должно проходить в режиме свободного творчества, таким образом занятия по времени делятся на две условно равные части:
- Обязательное выполнение заданий педагога:
- Целенаправленное обучение учащихся основам радиоэлектроники, где даётся теория не более 10 минут в доступной форме.
- Практическая работа с конструкторами.
- Собранные модели анализируются. Сюда же относится проведение мини конкурсов внутри группы и между группами.
- Свободное творчество. Учащиеся самостоятельно ставят перед собой творческие задачи, работают индивидуально, формируют пары или группы. При сборке больших и сложных моделей учащиеся в группе распределяют задачи по каждому участнику группы. Помощь педагога при данной форме работы сводится к консультированию учащихся.
— 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час = 45 минут, для дошкольников 1 академический час = 30 минутам) с перерывом 10 минут.
Личностные результаты:
- Развить чувство меры, совесть и компетентность в решении нравственных задач. Освоить практику осознанного нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Развить волю.
- Поднять уровень общей культуры мышления учащихся.
- Способствовать формированию мировоззренческий научный принцип «практика — критерий истины».
- Сформировать уважительное отношение к созидательному труду и не приятие труда вне созидания, развить опыт участия в социально значимом общественно полезном труде.
- Воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной.
- Сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, культуре, языку, традициям, вере, ценностям народов России и мира.
- Сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Сформировать бережное отношения к родной природе и всему живому.
- Сформировать лидерские качества.
- Сформировать навыки правильной организации свободного времени.
Метапредметные:
- Способствовать формированию целостного мировоззрения.
- Способствовать формированию технической грамотности, научного типа мышления и научного мировоззрения, позволяющих легко входить в любую техническую отрасль.
- Обучить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Работать индивидуально, парно и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе тандемного принципа деятельности (ТПД).
- Обучить самостоятельно определять цели своего обучения и творчества, анализировать достижения, ставить и формулировать для себя новые задачи.
- Развить умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- Сформировать навыки правильной организации рабочего места.
- Сформировать основы методологической грамотности, как способность:
- различения,
- способности освоения знаний, выработанных другими,
- способности вырабатывать собственную новую оригинальную информацию, и в том числе управленческую.
Предметные:
- Дать основы радиоэлектроники и радиотехнического конструирования по основным темам.
- Развить владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами, используемыми в радиоэлектронике.
- Обучить технике безопасности при работе с электрическими и электронными приборами и соответствующим инструментом.
- Сформировать до профессиональные начальные умения и навыки технического конструирования.
итоговые занятия по каждой теме (теория, практика);
- проведение викторин и конкурсов;
- «индивидуальная оценка развития».
Оценка проводится поэтапно:
I этап — вводный контроль: выявление знаний, умений, навыков, способностей в начале учебного года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг).
П этап — промежуточный контроль — результат работы за I полугодие (тест, викторина, творческая работа, конкурс, деловая (ролевая игра).
Ш этап — итоговый контроль — итог работы за год — апрель-май текущего учебного года (беседа, проект).
— грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио, фото, отзыв детей и родителей.
— защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, портфолио, игровая программа, научно-практическая конференция, олимпиада.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в котором расположена рабочая зона педагога, где находится стол и стул, доска, шкаф для хранения учебной документации и дидактического материала, компьютер, мультимедийный проектор и экран, а также зона для проведения занятий, включающая достаточное пространство для проведения игровых тренингов, столы и стулья.
Конструкторы торговой марки «Знаток»:
- «Для школы и дома».
- «Радиоуправляемый вездеход «Лидер»».
- «Знаток. Klikko-652».
- «Знаток. ArTeC Blocks».
Все конструкторы комплектуются прилагаемыми книгами, руководствами пользователя.
Аудио:
- Компьютерные программы генераторов звуковых частот.
- Компьютерные программы со спектральными анализаторами звукового диапазона.
- Различные музыкальные записи для демонстрации частотного и динамического диапазонов.
Видео:
- Видеоролики с демонстрацией работы вездехода, работающего по тому же принципу, что и в конструкторе.
- Видеоролики демонстрирующие возможности и собранные модели из имеющихся конструктором.
- Отслеживание и скачивание видеороликов по актуальной тематике.
Интернет источники:
- Официальный сайт производителя конструкторов «Знаток» http://znatok.ru/konstruktory .
- Сайт объединения «Радиоэлектроника» http://r.nccorp.ru/ .
- По актуальному поисковому запросу.
— педагог дополнительного образования, работающий по данной программе.
№ п/ п |
Название темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1-й Раздел. Конструктор «Для школы и дома 999 схем» |
|||||
1 |
Вводное занятие. Источники питания |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
2 |
Переключатели |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
3 |
Источники света. Лампочки и светодиоды |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
4 |
Проводники и диэлектрики |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
5 |
Электродвигатель и электрогенератор |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
6 |
Резисторы и реостаты |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
7 |
Последовательное и параллельное соединение |
2 |
1 |
1 |
Викторина |
8 |
Катушка индуктивности |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
9 |
Электроизмерительные приборы |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
10 |
Громкоговорители |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
11 |
Микрофон |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
12 |
Конденсатор |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
13 |
Диод |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
14 |
Биполярные транзисторы |
6 |
1 |
5 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
15 |
Тиристор |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
16 |
Радиоприёмники |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
17 |
Фоторезистор |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
18 |
Интегральные микросхемы |
6 |
1 |
5 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
19 |
Семисегментный светодиодный индикатор |
4 |
1 |
3 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
20 |
Логические элементы |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
21 |
Цифровой диктофон |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
2-й Раздел. Конструктор «Радиоуправляемый вездеход «Лидер»» |
|||||
22 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Общее знакомство. Проект №1. |
2 |
1 |
1 |
Практическая творческая работа, блиц-опрос |
23 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проект №1. |
2 |
0 |
2 |
Практическая творческая работа, игра |
24 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проект №2. |
2 |
0 |
2 |
Практическая творческая работа, игра |
25 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №3,4. |
2 |
0 |
2 |
Практическая творческая работа, игра |
26 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №5,6. |
2 |
0 |
2 |
Практическая творческая работа, игра |
27 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №7-10. |
2 |
0 |
2 |
Практическая творческая работа, игра |
28 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №11-23. |
2 |
0 |
2 |
Практическая творческая работа, игра |
29 |
Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №В1-3. |
2 |
1 |
1 |
Игра зачёт |
3-й Раздел. Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks « |
|||||
30 |
Конструктор « Знаток. ArTeC Blocks». Обязательные задания. Свободное творчество |
20 |
1 |
19 |
Практическая творческая коллективная работа, викторина |
4-й Раздел. Конструктор «Klikko-652» |
|||||
31 |
Конструктор «Знаток. Klikko-652». Обязательные задания. Свободное творчество |
12 |
1 |
11 |
Практическая творческая коллективная работа, викторина |
5-й Раздел. Основы радиоэлектроники и техника безопасности |
|||||
32 |
Конструктор «Знаток. Klikko-652». Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks». Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Конструктор «Для школы и дома 999 схем». Основы техники безопасности в различных областях деятельности. |
18 |
1 |
17 |
Практическая творческая коллективная работа, викторина |
33 |
Правила дорожного движения: |
7 |
5 |
2 |
Викторина |
34 |
Итоговое занятие: Итоговая аттестация. Отчётная выставка для родителей. |
2 |
1 |
1 |
Блиц-опрос, выставка |
|
Итого, часов: |
144 |
31 |
113 |
|
1-й Раздел. Конструктор «Для школы и дома 999 схем»
Тема 1. Вводное занятие. Источники питания. Батарейки и аккумуляторы (2 часа)
Теория:
- Правила поведения в МУ ДО ЦДТ.
- Техника безопасности.
- Знакомство с понятием «Радиоэлектроника».
- Области применения РАДИОЭЛЕКТРОНИКА.
- Знакомство с конструктором «Знаток. Для школы и дома».
- Источники питания. Батарейки и аккумуляторы.
- Условное обозначение.
- Типы.
- Устройство.
- Отличие батарейки и аккумулятора, специфика использования.
- Правильная зарядка аккумуляторов и зарядные устройства.
- Историческая справка.
- «Это интересно».
Практика:
- Последовательное и параллельное включение батарей.
- Вольтметр.
- Типоразмеры.
- Что значит «села» батарейка?
- Сборка схем фонарика с последовательным и параллельным включением элементов питания, с кнопкой и включателем.
Тема 2. Переключатели (2 часа)
Теория:
- Условное обозначение.
- Устройство.
- Типы и отличия.
- Последовательное и параллельное включение переключателей.
Практика:
- Последовательное и параллельное включение переключателей.
- Сборка схем фонарика с последовательным и параллельным включением элементов питания, с кнопкой и включателем.
- Сборка схемы «Музыкальный дверной звонок, управляемый сенсором».
- Сборка схемы «Охранная сигнализация на герконе».
Тема 3. Источники света. Лампочки и светодиоды (4 часа)
Теория:
- Лампа. Устройство. Историческая справка. Типы ламп.
- Светодиод. Устройство. Историческая справка.
Практика:
- Сборка различных схем включения диода.
Тема 4. Проводники и диэлектрики (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
- «Это интересно».
Практика:
- Тестеры проводимости.
Тема 5. Электродвигатель и электрогенератор (4 часа)
Теория:
- Устройство и принцип действия.
- Историческая справка.
- «Это интересно».
Практика:
- Сборка схем изучение вольтамперных показателей.
Тема 6. Резисторы и реостаты (4 часа)
Теория:
- Устройство.
- Закон Ома.
- Маркировка.
- «Это интересно».
Практика:
- Резистор как ограничитель тока.
- Переменный резистор как делитель напряжения.
Тема 7. Последовательное и параллельное соединение (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Последовательное и параллельное включение резисторов.
- Последовательное и параллельное включение ламп.
- Смешанное включение элементов.
Тема 8. Катушка индуктивности (4 часа)
Теория:
- Краткая теория.
- «Это интересно».
Практика:
- Получение электричества при пи катушки индуктивности и постоянного магнита.
- Электромагнит.
Тема 9. Электроизмерительные приборы (4 часа)
Теория:
- Гальванометр.
- Амперметр.
- Вольтметр.
Практика:
- Изучение работы гальванометра.
- Построение амперметра на базе гальванометра.
- Построение вольтметра на базе гальванометра.
Тема 10. Громкоговорители (2 часа)
Теория:
- Электродинамический громкоговоритель (динамик).
- Пьезоэлектрический громкоговоритель (пьезоизлучатель).
Практика:
- Проверка работоспособности динамика.
- Сборка схем по воспроизведению различных звуков.
Тема 11. Микрофон (4 часа)
Теория:
- Электростатистические (конденсаторные и электретные) микрофоны.
- Электродинамические (динамические)микрофоны.
- Пьезоэлектрические микрофоны.
- «Это интересно».
Практика:
- Проверка работоспособности микрофона.
- Сборка схемы «Микрофон, управляющий воспроизведением звука».
Тема 12. Конденсатор (4 часа)
Теория:
- Краткая теория.
- Переменный конденсатор.
- Историческая справка
Практика:
- Зарядка и разрядка конденсатора
- Последовательное и параллельное включение конденсаторов.
- Сборка схемы «Плавное выключение схемы».
- Зависимость сопротивления конденсатора от частоты
Тема 13. Диод (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
- Дополнительная информация.
Практика:
- Проверка проводимости диода.
- Защитные функции диода.
- Падение напряжения на диоде.
Тема 14. Биполярные транзисторы (6 часов)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Усиление с помощью PNP транзистора.
- Усиление с помощью NPN транзистора.
- Составной транзистор
Тема 15. Тиристор (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Выключение лампы при помощи тиристора.
Тема 16. Радиоприёмники (4 часа)
Теория:
- Радиоволны.
- Историческая справка.
Практика:
- Радиоприёмник СВ (MW) – диапазона.
- Цифровой радиоприёмник FM-диапазона.
Тема 17. Фоторезистор (4 часа)
Теория:
- Краткая теория.
- Историческая справка.
Практика:
- Автоматический уличный фонарь.
- Исследование свойств фоторезистора.
- Простой измеритель интенсивности света.
- Устройство, сигнализирующее о перегоревшей лампе.
- Защитная сигнализация, реагирующая на свет.
Тема 18. Интегральные микросхемы (6 часов)
Теория:
- Краткая теория.
- Историческая справка.
Практика:
- Сборка любой схемы с использованием ИМС.
Тема 19. Семисегментный светодиодный индикатор (4 часа)
Теория:
- Краткая теория.
- Дополнительная информация.
Практика:
- Изучение принципа работы индикатора.
- Способы управления индикатором.
Тема 20. Логический элементы (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Логические элемент «НЕ».
- Логический элемент «ИЛИ».
- Логический элемент «И».
- Логический элемент «ИЛИ-НЕ»
Тема 21. Цифровой диктофон (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Запись и воспроизведение звуков.
2-й Раздел. Конструктор «Радиоуправляемый вездеход «Лидер»»
Тема 22. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Общее знакомство. Проект №1 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка вездехода по Проекту №1 и практика управления им.
Тема 23. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проект №1 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка вездехода по Проекту №1 и практика управления им.
Тема 24. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №2 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка вездехода по Проекту №2 и практика управления им.
Тема 25. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №3,4 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка Проекта №4.
- Сборка вездехода по Проекту №4 и практика управления им.
Тема 26. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №5,6 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка вездехода по Проектам №5 и №6 и практика управления ими.
Тема 27. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №7-10 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка Проектов №7-10.
Тема 28. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №11-23 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка Проектов №11-23.
Тема 29. Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Проекты №В1-3 (2 часа)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка Проектов № В1-3.
3-й Раздел. Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks»
Тема 30. Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks». Обязательное задание. Свободное творчество. (20 часов)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка Проектов по инструкции и без по обязательному заданию.
- Организация работы в паре и группой.
- Конкурсы и викторины.
- Разработка новых головоломок.
4-й Раздел. Конструктор «Klikko-652»
Тема 31. Конструктор «Знаток. Klikko-652». Обязательное задание. Свободное творчество. (12 часов)
Теория:
- Краткая теория.
Практика:
- Сборка Проектов по инструкции и без по обязательному заданию.
- Организация работы в паре и группой.
- Конкурсы и викторины.
5-й Раздел. Основы радиоэлектроники и техника безопасности
Тема 32. Конструктор «Знаток. Klikko-652». Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks». Радиоуправляемый вездеход «Лидер». Конструктор «Для школы и дома 999 схем». Основы техники безопасности в различных областях деятельности. (18 часов)
Теория:
- Краткая теория повторения пройденного с акцентом на соблюдение правил техники безопасности.
Практика:
- Свободное работа на любых конструкторах.
- Организация работы в паре и группой.
- Конкурсы и викторины.
Тема 33. Правила дорожного движения (7 часов)
- На наших улицах.
- Мы – пассажиры.
- Знакомимся с дорожными знаками.
- Требования к движению велосипедов.
- Где можно играть.
- Викторина. Проверка знаний.
Тема 33. Итоговое занятие. (2 часа)
- Отчётная выставка для родителей.
Знать основы радиоэлектроники, электротехники и радиотехнического конструирования по темам и разделам:
- Электрические явления. Постоянный ток.
- Электромагнитные явления.
- Электростатика.
- Электрический ток в различных средах.
- Полупроводниковые компоненты.
- Механические колебания и волны. Звук.
- Интегральные микросхемы.
- Цифровая техника. Логические схемы.
Уметь:
- Собирать радиоэлектронные схемы.
- Находить ошибки и неисправные радиодетали.
- Читать и делать основные расчёты электронных схем.
- Пользование электронно-измерительными приборами.
- Самостоятельно изучить тематику и пользоваться справочной литературой.
— словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный.
— убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
— индивидуальная, парная и групповая.
— беседа, лекция, семинар, круглый стол, презентация, мастер класс, «мозговой штурм», тренинг, практическое занятие по сборке схем и моделей по заданию педагога и свободное творчество по инструкциям и без, лабораторная работа с защитой, открытое занятие, интеллектуально – познавательные игры, викторина, конкурс, блиц-опрос, тестирование, анкетирование.
— технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология взаимообучения в диалоге, технология модульного обучения, технология коллективной соборной творческой деятельности на основе тандемного принципа деятельности, технология развития критического и конструктивного мышления (в чём не прав собеседник и в чём прав собеседник), технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного, самообразование.
Учебное занятие представлено в виде последовательности следующих этапов: организационный, проверочный, подготовительный основной, контрольный, итоговый, самоанализ, свободное творчество, итоговый по свободному творчеству.
I этап — организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание правильного эмоционально смыслового настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап — проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было) или краткое повторение прошлой темы, выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап — подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап — основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: усвоение новых знаний и способов действий, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний.
V этап — контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап — итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап — самоанализ. Задача: мобилизация детей на самооценку. Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
VIII этап — свободное творчество. Не менее 50% времени. Учащиеся самостоятельно ставят перед собой творческие задачи, работают индивидуально, формируют пары или группы. При сборке больших и сложных моделей учащиеся в группе распределяют задачи по каждому участнику группы. Помощь педагога при данной форме работы сводится к небольшому консультированию учащихся.
IX этап — итоговый по свободному творчеству. Демонстрация схем и моделей, их анализ, сравнение, планирование работы на следующее занятие.
Радиоэлектронные платы и компоненты, радиомонтажный инструмент.
Используются прилагаемые к конструкторам книги и руководства пользователя, содержащие: краткую теорию по темам, тематические практические занятия, методики сборки и описание схем, исторические справки, дополнительную информацию, вопросы и задания.
Данные книги рекомендованы УМО МПГУ для образовательных учреждений.
Раздаточные материалы в виде карточек с заданиями.
Видео материалы, демонстрирующие возможности конструкторов и собранные из него схемы и модели, а также задания и упражнения.
Мультимедийные тематические презентации.
- Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993г.).
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
- Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
- Устав МУ ДО ЦДТ, утверждённый Приказом Комитета по образованию от 14.04.2015г. №412.
- Письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013г. №10825-13 в/07 о включении в образовательные программы дополнительного образования 7 часов по основам безопасности дорожного движения.
- Борисов В.Г. Кружок радиолюбительского конструирования: Пособие для руководителей кружков. — М., «Просвещение», 1986.
- Сворень Р.А. Электроника шаг за шагом: Практическая энциклопедия юного радиолюбителя. — Изд. 4-е, дополн. И исправл. — М., «Горячая линия — Телеком», 2001.
- Бахментьев А. А. Электронный конструктор «ЗНАТОК». Книги 1, 2. — М.
- Плат Ч. Электроника для начинающих: Пер. с англ. — СПб., «БХВ-Петербург», 2012.
- Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. М., «Гардарики», 2007.
- Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы. М., «Дрофа», 2006.
- Дулин В.Н. Электронные и ионные приборы. М.-Л., «Государственное энергетическое издательство», 1963.
- Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях. М., «НТ-пресс (NT-press)», 2007.
- Лачин В.И., Савелов Н.С. Электроника. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
- Лурье Б.Я., Энрайт П.Дж. Классические методы автоматического управления. СПб., БХВ- Петербург», 2004.
- Сворень Р.А. Электроника шаг за шагом: Практическая энциклопедия юного радиолюбителя. — Изд. 4-е, дополн. И исправл. — М., «Горячая линия — Телеком», 2001.
- Бахментьев А. А. Электронный конструктор «ЗНАТОК». Книги 1, 2. — М.
- Плат Ч. Электроника для начинающих: Пер. с англ. — СПб., «БХВ-Петербург», 2012.