
Начало на страницах:
Концепция мобильной лаборатории
Предположим два варианта создания и работы объединения «Радиоэлектроника и робототехника»:
Вариант 1. Наличие хорошего финансирования и, как результат каждое учебное место оборудовано по профессиональным стандартам: местной вытяжкой, паяльной станцией, радиомонтажным инструментом, измерительными средствами, элементной базой, расходными материалами, наборами, конструкторами и всем всем необходимым. Ребята приходят на занятия с одной тетрадкой и с ней же уходят.
Со всеми огромными плюсами данного варианта возможен и огромный минус, который способен перечеркнуть абсолютно всё. Этот огромный минус в том, что по Варианту 1 познавательно-творческий процесс может ограничивается стенами и временем пребывания в учебной организации. Чтобы не произошло обнуления познавательно творческого потенциала домашним творческим бездействием его необходимо поддерживать дома, а именно — иметь собственную радиоэлектронную лабораторию. Чтобы техническое творчество не прекращалось ни днём ни ночью в прямом и переносном смыслах.
Вариант 2. Финансирование ограничено. Это значит, что учебные места необходимо, как минимум оборудовать местной вытяжкой. Всё остальное ребята приносят и уносят с собой. Это всё остальное и есть личная мобильная (2-3 кг.) лаборатория. У каждого большого или маленького мужчины должен быть свой комплект инструмента, как приданное у невесты. В нашем случае — это приобретённые родителями для своего ребёнка радио монтажный инструмент, паяльник и измерительные приборы. Из которых в готовом виде приобретается только мультиметр, а остальное: тестер, генератор, осциллограф, лабораторный блок питания и паяльная станция приобретаются родителями (с помощью педагога) в виде наборов для самостоятельной сборки. Все они имеют карманные размеры с возможностью автономного и нет питания и отлично подходят для мобильного использования. Таким образом молодому человеку за 5-10т.руб. родители в течение года-двух приобретают, а учащийся собирает самодостаточную мобильную в плане переноски и необходимого минимума радиоэлектронную лабораторию. С которой ребята приходят на занятия за теоретическими знаниями, мотивацией, общением с коллегами и помощью. Вся учебная программа построена на реализации практически необходимых проектах (читай устройствах и приспособлениях) в процессе воплощения которых приобретаются сопутствующие теоретические знания, — наша концепция от практики к теории.
Здесь необходимо пояснить, что режущий инструмент — радио монтажные бокорезы, нож и т.д. имеют не самую низкую стоимость. Привыкание к работе с режущим инструментом, при строгом соблюдении ТБ и уходом за ним, носит строго индивидуальный характер.
Самое главное, что познавательно-творческий процесс не должен начинаться и заканчиваться в стенах учебного заведения. Лаборатория вполне мобильна и носима. Задачей учебного заведения дополнительного образования, если оно не в состоянии всем обеспечить — организовать, направить и сопровождать познавательно-творческую деятельность юного Творца Созидателя[*].
[*] Если по Библии цель жизни человека — построить Царство Небесное на Земле, то Коран эту же идею трактует другими словами: задача человека (смысл жизни) — стать наместником Бога на Земле. При этом Бог называется во всех традициях и культурах — Творцом Созидателем. Таким образом наша концепция, целеполагание и терминологический аппарат — верен, если мы взращиваем юного творца созидателя.Для однозначности понимания термина «созидание», приведём понятие «труд вне созидания», а именно труд строителя, который трудится созидая и труд риэлтора, который делает деньги, предоставляя сомнительную услугу за несопостовивые деньги.
Идея взращивания юного творца созидателя ещё и в том, что не только радиоэлектронщику обязательно нужны дома паяльник, радиомонтажный инструмент и средства измерения, — это необходимо каждому взрослому мужчине или парню, если в понятие творца созидателя мы вкладываем техническую грамотность, умение созидать руками и головой, способность, что-то починить в доме. Радиоэлектронная лаборатория нужна практически в любом увлечении, называемом техническим творчеством, т.к. радиоэлектроника уже используется везде без добавки практически. Как известно, наступила цифровая информационная эра, а физическим носителем и средством обработки информации является в первую очередь наш уникальный и неповторимый человеческий мозг, и во вторую очередь радиоэлектроника. Проблема, что радиоэлектронные девайсы и гаджеты мешают полноценному воспитанию, обучению и развитию, а также являются костылями к интеллекту и психике людей — отдельный вопрос, который мы не обходим. Так как ребёнок ещё не самодостаточен и только осваивает силу и свободу воли, то ограничение пользование гаджетами для игромании — правильный подход. С другой стороны гаджет в умелых и волевых руках — является справочником, источником информации, средством измерения, фиксации, обработки, передачи и хранения данных.


Задача первого года обучения — поднять на минимально приемлемый уровень психику, интеллект и мировоззрение (воспитание товарищества), и особенно волю. Данный уровень хоть мы и оглашаем, как минимально приемлемый, но, по сути, он достаточно высокий для способности ребёнка соблюдать требования техники безопасности. Для учащихся занятия в объединении «Радиоэлектроника и робототехника» не могут быть игрой, местом приятного время препровождения с друзьями, что называется на молодёжном сленге тусовкой, и тем более у нас нет быть место баловству и мальчишеству. Наши занятия — место серьёзной творческой работы. Работы с электроинструментом и прочими источниками повышенной опасности с требованиями соблюдения техники безопасности на реальном производстве, что и предписывает нам СанПиН. Данный подход должен полностью исключить баловство и игры с опасностью, что является нормой для взросления мальчиков, но не во время наших занятий.
Игру с опасностью, как необходимый познавательный потенциал каждого мальчишки в нашем объединении мы направляем в русло технического творчества, то есть в русло позитивного реального созидания. У нас вместо игры с опасностью — работа с опасностью, а именно работа с электроинструментами, монтажным и слесарным ручным инструментами и материалами, представляющими повышенную опасность относительно тетради, ручки, карандаша и линейки.
Правильность данного подхода подтверждается практикой. Так, после нескольких месяцев занятий в младших дошкольных группах на вопрос зачем вы сюда приходите: поиграть, пообщаться с товарищами, побаловаться или как на работу, ответ на протяжении всех лет один — на работу. И это очень нравится мальчикам и девочкам. Существует высказывание: чтобы не делал русский, — у него всегда получается автомат Калашникова. У нас в младших дошкольных группах весной каждое занятие заканчивается фотографированием собранных моделей с выкладкой на наш сайт в слайдер фотографий «Модели, собранные не по инструкции», куда попадают только самые достойные модели.
Модели, собранные не по инструкции. Фото




































































































































































































































Модели, собранные не по инструкции. Видео




















































Образовательная составляющая на первом году обучения не на первом плане. Образовательная цель первого года обучения — дать основы и начальное представление о электрической цепи, элементной базе и основам схемотехники. Для дошкольников одна из главных задач — развитие мелкой моторики. На первом плане первого года обучения — воспитательная и развивающая составляющая — подготовить учащихся ко второму и последующим годам обучения. Иными словами, интеллект и психика, в частности воля и эмоционально смысловой строй, как обязательный фундаментальный фоновый процесс должен обеспечить наилучшее понимание, усвоение и применение знаний для технического конструирования, и, разумеется, обеспечить полную безопасность образовательного процесса. Наша первостепенная задача исключить баловство и выработать устойчивую способность трудиться, познавать и творить. И мы не называем это игрой, игровыми технологиями и т.п., для нас это серьёзный настоящий труд.









