







Калькуляция себестоимости Проекта №14 Фонарик брелок
№ | Наименование | Цена, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | № | Наименование | Цена, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | Примечания |
1 | ВАРИАНТ 1. Стандартная батарейка CR2032 | ВАРИАНТ 2. Повышенная ёмкость батарейки CR2450 в отсеке для замены | ||||||||
1.1. | Батарейка ROBITON PROFI CR2032-HP2M1 с выводами под пайку BULK25, упак. 25 шт., + 160р. доставка | 26 | 1 | 26 | 1.1 | Батарейка ROBITON ROFI R-CR2450-BL1 CR2450 BL1 | 53 | 1 | 53 | Именно горизонтальное расположение с тремя выводами |
1.1 | Батарейка ROBITON PROFI R-CR2450HB52-BULK20 CR2450-HB5.5/20.5 3.0В с выводами под пайку BULK20, в упак 20 шт., 37руб.шт. альтернатива, ёмкость 560мАч | 1.1.1 | Батареечный отсек ROBITON Bh1x2450 PK1 | 17 | 1 | 17 | Приклеивается и припаивается к макетной плате | |||
1.2 | Светодиод 5мм. На выбор: — с лучом или рассеивающие, — белые или голубые |
1 | 1 | 1 | 1.2 | Светодиод 8мм., двукратная мощность | 5 | 1 | 5 | У фонарика должен быть луч, что обеспечивает светодиод «старого» образца не укороченный, который равномерно рассеивает свет . Можно использовать два разных светодиода, выключатели и переключатели. |
1.4 | Кнопка | 1 | 1 | 1 | 1.4 | Кнопка | 1 | 1 | 1 | |
1.3 | Провод силиконовый 5см. | 1 | 1 | 1 | 1.3 | Провод 5см. | 1 | 1 | 1 | |
1.5 | Макетная плата для пайки | 4 | 1 | 4 | 1.5 | Макетная плата для пайки | 6 | 1 | 6 | Если учащийся изьявляет желание установить два светодиода с переключателем (-ями), то макетная плата вырезается под необходимый размер |
1.6 | Стержень клеевой ультра мощный (10 шт.) STEINEL 006761 (Термо клей) | 9 | 1 | 9 | 1.6 | Стержень клеевой ультра мощный (10 шт.) STEINEL 006761 (Термо клей) | 9 | 1 | 9 | Отличное качество. Перед нанесением смыть остатки флюса и обезжирить. ВАР.2 — батарейка бóльшего размера — бóльший расход. Полупрозрачный |
1.7 | Провод одножильный для изготовления цепочки | 1 | 1 | 1 | 1.7 | Провод одножильный для изготовления цепочки | 1 | 1 | 1 | |
1.8. | Непредвиденные расходы, замена испорченных при начальных навыках пайки. | 7 | 1 | 7 | 1.8. | Другими словами учащиеся будут портить первую в жизни макетную плату перегревая её и т.д. и т.п. | 7 | 1 | 7 | В любом варианте можно установить любое количество светодиодов с отдельными выключателями. Себестоимость PLS одноканального ON-OFF-ON выключателя — 1руб. |
Итого ВАРИАНТ 1: | 50 | Итого ВАРИАНТ 2: | 100 |
№ | Наименование | Цена, руб. | Кол-во, шт., м. | Сумма, руб. | Примечания |
1 | ВАРИАНТ 3. Стандартная батарейка CR2032 | ||||
1.1 | Батарейка ROBITON PROFI R-CR2032-BL5 CR2032 BL5, упак. 5 шт., 200мАч. + 160р. доставка | 13 | 1 | 13 | Распространённый типо размер |
1.2 | Батареечный отсек ROBITON Bh1x2032/2 PK1 | 9 | 1 | 9 | |
1.3 | Светодиод 5мм. На выбор: — с лучом или рассеивающие, — белые или голубые |
1 | 1 | 1 | У фонарика должен быть луч, что обеспечивает светодиод «старого» образца не укороченный, которые равномерно рассеивают свет |
1.4 | Кнопка | 1 | 1 | 1 | |
1.5 | Провод силиконовый 5см. | 1 | 1 | 1 | |
1.6 | Макетная плата для пайки | 4 | 1 | 4 | Из практики каждая вторая перегрета и испорчена |
1.7 | Стержень клеевой ультра мощный (10 шт.) STEINEL 006761 (Термо клей). Один старжень на 6 брелков | 9 | 1 | 9 | Отличное качество. Перед нанесением смыть остатки флюса и обезжирить. ВАР.2 — батарейка бóльшего размера — бóльший расход. Полупрозрачный |
1.8 | Провод одножильный для изготовления цепочки | 1 | 1 | 1 | |
1.9 | Непредвиденные расходы, замена испорченных деталей при начальных навыках пайки. | 11 | 1 | 11 | В любом варианте можно установить любое количество светодиодов с отдельными выключателями. Себестоимость PLS одноканального ON-OFF-ON выключателя — 1руб. |
Итого ВАРИАНТ 3: | 50 |
Дата: ХХ.ХХ.2019 год.
Программа: «Радиоэлектроника и робототехника» базовая 2-ой год обучения 3-х годичной программы.
Тип занятия: Практическое воплощение пройдённого в изделии для реального пользования. Изучение нового материала.
Цель: Провести первое официальное занятие по радиоэлектронике в лабораторной зоне1, где изготовить фонарик брелок с бюджетом 100 рублей.
[1]учебный кабинет имеет две рабочие зоны: первая — игровая для теоретических занятий и работе с конструкторами и наборами и вторая — лабораторная для проведения лабораторных работ и изготовления моделей и изделий, подробнее смотрите фотографии на сайте объединения radioe.ru .
Ключевая фраза: От игры к созидательному труду.
Актуальность: востребованная практическая, — изготовить, а именно спаять паяльником простейшую схему фонарика и залить её термоклеем, чтобы получился фонарик брелок. Не все дети имеют мобильные телефоны, которыми можно, что-либо подсветить. Другими словами, бывает крайне полезно иметь маленький фонарик.
1. Заложить основу именно трудовой культуры на основе мужской взаимопомощи и товарищества при чётком и безусловном соблюдении техники безопасности. Акцентировать ребятам, что сегодня один из значимых в их жизни день, когда детство беззаботное и игровое закончилось и начинается то, что увлекательнее и интереснее любой игры — настоящее творчество в реальном созидании! Утверждение, что для детей предпочтительнее и превалирующим является игровая деятельность — принципиально не верно. Игры должны закончится, как только появляется возможность полноценно в соответствии с возрастом и развитием без ущерба здоровью и психике трудится на пользу себя, семьи и общества. Детские игры — это способ моделирования будущей реальной жизни, в которую ребёнок ещё не в состоянии войти, игра — это всего лишь тренировка. Так называемые взрослые игры из бизнес образования — шарлатанство, взрослым нужно учиться не играя, а в реальной трудовой и служебной практике, в противном случае взрослые так и продолжают играть в пап, мам, в родителей, когда дети разочаровываются в своих родителях, играть в супругов с огромным процентом разводов, играть в начальников. В лаборатории любая шалость ведёт к трагедии. И если кто-то ещё не готов психологически правильно настроиться (вспоминаем, как настроить эмоционально смысловой строй) в этом году, то мы дадим ему шанс на следующий год (с родителями есть договорённость, что такого ребёнка родители забирают из группы [пишут заявление] и записывают в гарантированном порядке на следующий год). Ещё раз1 объяснить и показать, что нужно быть не первым, а нужно быть достойным, что так называемая спортивная злость — есть зло-сть, какая бы не была, а у нас ярость благородная — есть добро и благородство, что конкуренция в творчестве, которое многогранно, только вредит. Ярость благородная воспитывается для достижения поставленной цели, чтобы трудится и доводить начатое до конца, чтобы не быть бесплодным пустоцветом согласно восточному афоризму «Слова — цветы, дела — плоды» и всегда оставаться Человеком.
2. Обращение в преимущественно мальчиковом коллективе к учащимся — «парни», «мужчины», «мужики», «товарищи бойцы», «товарищи красноармейцы» и т.п. — правильно и нормально. Разумеется, полное обращение — «парни и девушки», но если парней больше, то слово «девушки» опускается в само собой разумеющееся, опускается в умолчания. Объяснить, что девочек такое мужское обращение преподавателя к группе делает ещё более девочками среди парней, мужчин и настоящих бойцов. Девочкам желательно без мальчиков объяснить, что в западной культуре рыцари (мужчины с чайниками на голове и колготками на ногах) конкурируют за внимание напыщенных похотливых (гуляют со всеми победителями) дам, а в Русской цивилизации (традиции) Василиса должна вырасти Примудрой, что делает её автоматически Прекрасной, а это значит интересной и привлекательной в общении с парнями. Что позволит в дальнейшем выбрать не победителя, который один на всех, а выбрать из достойных того единственного кто близок по интересам и мил душе. Далее проявить девичью смекалку и возбудить у избранника к себе интерес. При этом перебор равен дискредитации девочки и потере интереса со стороны мальчика навсегда с прочими последствиями общественного отношения к данной девушке. По душе и по интересам можно интерпретировать, как принять (полюбить) умом на уровне логики, с кем интересно и принять (полюбить) сердцем на уровне интуиции, которая мощнее на 10 в 8-ой степени раз логики. При этом обратить внимание самих девочек, что обращение к группе — «парни» и без данного объяснения ничуть для девочек не обидно, что это нормально, что и так понятно, что парней больше, — это девочкам понятно и без объяснений на интуитивном уровне.
Если тема заинтересует девочек, то продолжить, что так, как у девочек интуиция развивается значительно раньше и мощнее, чем у мальчиков, то реальная ответственность за выбор суженного ложится на девушку. Суженный и суженная — это с кем максимально реализуется потенциал развития в течения жизни. А первый и второй тестовые вопросы для мальчика и для девочки стоит ли общаться и строить какие-либо планы с объектом повышенного внимания, следующие: 1 «Можно ли ему (ей) доверить себя маленького?». 2 «Можно ему (ей) доверить страну?» …
[1] Ещё раз — это значит, что данные беседы в той или иной форме уже проводились. Но именно на данном ключевом занятии с первым официальным переходом в лабораторную зону радиоэлектроники, которую ребята очень ждали и о которой мечтали, куда некоторые были допущены в качестве поощрения и возвращались с огромным восторгом; именно сегодня важные концептуальные основы нашей дальнейшей работы необходимо повторить, чтобы они запомнились и, чтобы ребята пронесли их через всю жизнь.
3. Работа с родителями. В WhatsApp группе поздравить родителей с первым спаянным фонариком брелоком, разместить в группе фото или ссылку на сайт (группу в соц.сети) с фото (со временем обязательно сделать страницу или пост с лучшими образцами), а также обязать родителей расспросить в подробностях, «что и как». Задача родителям подчеркнуть реальную полезность данного изделия, например, существует необходимость подсветить рано утром и вечером замочную скважину в гараже, на работе и т.п., делать это телефоном не удобно, более того можно телефон уронить ведь руки как всегда заняты, а брелоком на той же связке с ключами было бы быстро и удобно. Тем самым вывести ребёнка на самостоятельное предложение собрать для родителей такой фонарик брелок. Родителям обсудить видели ли они в продаже подобные брелоки, сколько они могут стоить, себестоимость деталей и т.д., и т.п. с целью: первое — развития экономической грамотности ребёнка и второе — осознания ребёнком и признания родителями экономической пользы (отдачи) от занятия радиоэлектроникой.
4. Ещё раз дать основы техники безопасности (ТБ) при работе с электрическим током (короткое замыкание, опасное напряжение) и радиомонтажным инструментом (режущие кромки инструмента не направлять и не делать движения в сторону рук, себя и окружающих).
5. Повторить с учащимися ключевые понятия: (изучались в предыдущем году на конструкторе без пайки «Заток «Для дома и школы»»)
- Электрический ток.
- Короткое замыкание.
- Замкнутая электрическая цепь.
- Батарейка, светодиод, выключатель, кнопка и провода.
- Параллельное и последовательное соединение.
- Правила подключения светодиода, защитное сопротивление.
6. Не вдаваясь в подробности дать учащимся первый практический навык паяния2 в зависимости от возраста и имеющихся навыков3. Необходимо на монтажной макетной плате пропаять выводы светодиода (-ов), проводов, выключателя, кнопки, крепления батарейки и кольца брелока. Использовать паяльные станции типа Т12 с жалом BCM2, защитные очки, высококачественные медные лужённые силиконовые (не оплавляются) провода, лужённый одножильный медный провод, высококачественный гелевый флюс и низкотемпературный бессвинцовый припой с канифолью. При необходимости пайку произвести педагогу. В любом случае, как говориться «запах канифоли» даст ребятам огромную мотивацию научиться самостоятельно паять.
[2] Это тема следующего урока по изготовлению объёмных геометрических фигур и моделей (оригинальную ёлочную игрушку), где изучается теория низкотемпературной пайки оловом. С образовательной точки зрения это занятие должно предшествовать изготовлению брелока, но с точки зрения воспитания и развития, что превалирует над профильным образованием изготовление фонарика брелока имеет более практический и огромный мотивационный фактор [3] некоторые ребята в качестве поощрения уже научены паять, чтобы в дальнейшем при изучении пайки группам помочь педагогу в обучении других ребят.
7. Подготовить дополнительные комплекты для сборки фонарика брелока для тех, кто не доволен качеством изготовления и хочет переделать, а также для тех, кто захочет изготовить брелок для мам и пап. Комплекты в закрывающихся пакетиках выдать данным учащимся с условием, что они расскажут родителям какие это детали, как работает каждая и как работает схема фонарика.
8. Учащимся ещё раз начертить первую в жизни, собранную в прошлом году на конструкторе «Знаток «Для школы и дома»» принципиальную электрическую схему фонарика.
9. Учащимся собрать электрическую схему фонарика не просто, как действующую модель или макет, а как полноценный и необходимый в реальном быту фонарик брелок. После сборки платы, отмывки флюса педагогом и проверки работоспособности и качества, педагогу или старшим ребятам залить плату прозрачным термоклеем. Чтобы ребята выступили на первом занятии в лабораторной зоне (прочувствовали это) и стали навсегда творцами-созидателями. Данный пункт ключевой, он является триединством воспитания-образования-развития.
10. Запустить «на полную катушку» мотивацию к техническому творчеству вообще и к радиоэлектронике в частности, частично её реализовав, которая заложена в каждом ребёнке.
11. Дать задание придумать свою версию фонарика или светильника. Например, ночного светильника из USB зарядки с напряжением 5 Вольт, USB разъёмами (типа мама и папа), светодиодами и всем необходимым ребята будут обеспечены. Или налобный фонарь, подсветку для шкафа с автоматическим включением, для велосипеда габаритные огни и т.д. и т.п.
Содержимое спойлера
- Словесный, беседа и блиц-опрос.
- Наглядный, презентация.
- Исследовательские методы.
- Наблюдение.
- Мультимедиа проектор с ПК.
- Доска с маркерами, мел.
- Мультиметры.
- Комплекты для каждого учащегося:
- Паяльные станции Т12
- с жалом BCM2, на второе занятие жало типа К.
- флюс-гель,
- жидкий флюс типа СК, ЛТИ-120 исключительно для преподавателя, чтобы заранее обработать макетные платы,
- паяльный жир,
- припой с канифолью диаметром 0,75-1,0мм,
- баночки для облуживания паяльника,
- целлюлозные губки для очистки паяльника.
- Оловоотсос.
- Паяльный фен.
- Термопистолет с недорогим термоклеем.
- Обезжириваетель типа водки, муравьиного спирта, спиртовых салфеток.
- Батарейки и аккумуляторы типа АА и ААА по 2шт.
- Инструмент радиомонтажный в т.ч. обязательно круглогубцы большие (от 140мм.).
- Фонарики.
- Собранная схема фонарика с красным светодиодом (с обратной стороны установлен защитный резистор), с выключателем и кнопкой на конструкторе «Знаток «Для школы и дома»».
- Напилить небольшие макетные платы для пайки исходя из размера батареек, выключателя, кнопки и резистора, строго под размер, чтобы затем залить термоклеем под брелок.
- Провод силиконовый (стойкий к перегреву для обучения пайке) многожильный лужённый D=0,3-0,5мм. из расчёта 10см. на одного учащегося.
- Провод одножильный без изоляции лужённый для наружного монтажа D=0,3-0,5мм. из расчёта 10см. на одного учащегося для перемычек и крепления батарейки на макетной плате.
- Провод одножильный без изоляции лужённый D=1,0мм. из расчёта 3см. на одного учащегося для изготовления ушка брелока для кольца ключей.
- Термоусадочный кембрик.
- Батарейки типа «таблетка» на 3,0 Вольта. Все распространённые светодиоды работают от 3 Вольт. Заказать оптовую партию у представителя ROBITON, на AliExpress подобные вещи не брать.
- Светодиоды белые относительно яркие из расчёта 2-3 штуки на каждого учащегося.
- DIP кнопки по одной на каждого учащегося. По возможности, что бы корпус впаивался в плату для надёжности конструкции.
- DIP включатель по одной на каждого учащегося. По возможности, что бы корпус впаивался в плату для надёжности конструкции.
- Банк сопротивлений для подбора сопротивления защиты по напряжению.
- Банк электролитических конденсаторов до 200мкф., возможно б/у, для плавности угасания светодиода. Объяснить, что этом случае фонарик теряет свойства отбивания SOS, но приобретает другие полезные и нет свойства. Учащимся дать свободу выбора применения или нет конденсатора.
- Организационный момент — 1 мин.
- Повторение пройдённого — 4 мин.
- Основная часть.
3.1. Практическая работа — 30 мин.
3.2. Подготовка — 10 мин.
3.3. Основная практическая часть — 20 мин. - Подведение итогов занятия — 10 мин.
4.1. Выводы по технике безопасности — 2 мин.
4.2. Общие выводы и пожелания — 3 мин.
4.3.Фото и видео съёмка — 5 мин.
Тема следующего урока 45 мин. «Теория и практика низкотемпературной пайки оловосодержащим бессвинцовым припоем». Практическая работа по изготовлению из одножильного провода D 1,0мм. геометрических фигур, заданий для мини соревнований на Klikko, подставки для смартфона, новогодних ёлочных игрушек и т.д.
1. Организационный момент — 1 мин.:
Начинаем занятия в игровой зоне.
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
2. Повторение пройдённого. Теоретическая часть — 4 мин.:
Показать на конструкторе «Знаток «Для школы и дома»» схему фонарика с выключателем и кнопкой.
Вопрос 1: Что такое выключатель и кнопка и чем они отличаются применительно к фонарику.
Ответ 1: Выключатель — не нужно удерживать в положении включено, предназначен для долговременного включения фонарика. Кнопку — необходимо удерживать в положении включено, предназначена для кратковременного включения и для передачи сигналов, например, SOS.
Вопрос2 : В схеме фонарика выключатель и кнопку необходимо соединить последовательно или параллельно?
Ответ 2: Параллельно.
Вопрос 3: Если у нас элементы питания по 1,5 Вольта, а светодиод светится при 3 Вольтах, как нужно соединить батарейки и сколько их нужно?
Ответ 3: Последовательно 2 штуки.
Вопрос 4: Предположим, что яркости одного светодиода недостаточно и необходимо установить три светодиода, как будем подключать светодиоды параллельно или последовательно?
Ответ 4: Параллельно.
- Основная часть. Практическая работа «Изготовление фонарика брелока» не макетной плате методом пайки и заливки термоклеем — 30 мин.
- Подготовка. Получение и изучение радиодеталей, чертёж принципиальной схемы и выполнение рисунка компоновки макетной печатной платы — 5 мин.
Задание 1: Получить комплекты деталей для изготовления светодиода брелока. Произвести замеры на работоспособность и соответствию схеме.
Задание 2: Нарисовать от руки принципиальную схему фонарика.
Рисунок 1. Принципиальная схема фонарика брелока.
Задание 3: Нарисовать компоновку деталей на макетной плате.
Рисунок 2. Один из вариантов расположения деталей на макетной плате
Задание 3: Во время выполнения задания огласить сценарии использования данного небольшого фонарика в виде брелока.
Выполнившие задание учащиеся показывают преподавателю рисунки, переходят в лабораторную зону, готовят рабочее место и приступают к сборке фонарика.
- Основная практическая часть — 20 мин.
Монтаж деталей фонарика на макетную плату.
Проверка качества монтажа преподавателем, исправление замечаний, итоговая проверка.
Заливка термоклеем и удаление лишнего.
- Подведение итогов занятия — 10 мин.
- Выводы по технике безопасности — 2 мин.
Обсудить и практически показать моменты опасности нарушения ТБ, т.е. наиболее вероятные ошибки при вскрытии застывшего термоклея путём надреза. Показать технику удаления лишнего термоклея.
Обсудить ТБ при работе с паяльником. Включать паяльник только при непосредственной пайке, время нагрева 3-5 секунд (за это время проверить наличие флюса, припоя и смочить губку) и выключать сразу по окончанию паяльных операций. Обязательно одевать защитные очки. Брать паяльник в руку только при непосредственной пайке и не держать паяльник в руке пытаясь сделать ещё что-нибуть, т.е. взял паяльник, подготовил жало к пайке, произвёл пайку и положил паяльник.
- Общие выводы и пожелания — 3 мин.
Продемонстрировать группе наиболее удачные конструкции.
Обсудить типичные ошибки и трудности при изготовлении.
Обсудить возможные варианты и формы фонарика.
Осудить практичность и возможные сценарии использования фонарика.
Обсудить возможность и технологию замены севшей батарейки и ремонтопригодности фонарика.
Обсудить качество термоклея с возможностью комбинированного использования высоко качественного и менее качественного термоклея для возможности замены батарейки, модернизации и ремонта фонарика.
Рассчитать продолжительность непрерывной работы фонарика от данной батарейки. Если ёмкость батарейки не известна, то для расчёта взять ёмкость аккумулятора такого же форм фактора.
- Фото и видео съёмка — 5 мин.
Наиболее качественные и удачные фонарики брелоки сфотографировать с учащимися и в режиме макросъёмки для размещения на сайте и отчёта перед родителями.
Снять видео презентацию для размещения на сайте объединения процесса подготовки, изготовления и сценариев применения фонарика брелока.