Концепция нашей проектной работы — от практики к теории. 

Концепция — это плотно упакованная идея (подход, принцип, суть) — которая разворачивается в постановку задач и план работы, или наоборот план работы и задачи можно упаковать в концепцию из одного предложения или абзаца.

К огромному сожалению, на сегодня у наших ребят нет чёткого и устойчивого понимания того, что теория и практика не разделимы, что практика без теории — это набивание шишек себе, близким, педагогам, а в дальнейшем подчинённым и руководителям. Что теория не должна быть интеллектуальной игрушкой без практического выхода, например, как академическая психология. Что теория должна состояться на практике, т.е. теория должна быть состоятельной. Реальность такова, что школа — даёт сплошную теорию, и у ребят сформировалось неприятие голой теории, т.к. получаемые знания мало используются на практике в их жизни. В идеале теория и практика — тандем, когда изучение одного подталкивает к освоению другого и наоборот, когда теория мотивирует к практическому воплощению полученных знаний, а практика требует изучения новой теории.

Так, из нашей практики, если ребятам выдать паяльники, то теорию пайки никто слушать не будет. Более того над теорией посмеются, что дайте мне паяльник! — я тут же начну паять, никакая говорильня мне не нужна, я сюда пришёл делом заниматься! Далее, после неудач на практике ребята вынуждены слушать. Однако, у ребят огромная проблема — они не научены[*] применять элементарные знания на практике. Такой культуры мышления — применять теорию на практике или на практике руководствоваться теорией — практически нет, и приходится элементарное и примитивное объяснять и показывать на практике по несколько раз. С объяснениям теории понятно, — проблема, но проблема с демонстрацией теории на практике! Например, показываешь, что для облуживания провода его нужно нагреть, нужно проводу передать некоторое количество тепла от паяльника, — касаешься паяльником провода и греешь. Ученик тут же вместо того, чтобы греть провод пытается обмазать провод оловом, как кисточкой. Т.е. навык работы кисточкой явно есть, а научиться тут же показанному — не может! Это жутко наблюдать. Многие ученики не в состоянии на практике сделать элементарное и простое то, что объяснили и показали только что тут же, нужны огромные внутренние усилия. Самое страшное, что уже у многих детей психический дискомфорт чему-либо научиться на практике управляя собственным телом, а именно поработать над собой вызывает мгновенное отторжение, например, упражнения на развитие координации движений.

[*]Так, 5 летнее проживание в стае волков и огромная исследовательская работа учёного Я. Бадридзе показала, что волчёнка необходимо научить далеко не только добывать пропитание — охотиться. Объект пищи после охоты и игры (тренировки) с ним нужно научить умертвить и, что поразительно, оказывается нужно научить прокусить шкурку, чтобы услышать запах крови, и затем нужно научить, что добыл. В ходе экспериментов волчёнок мог поймать мышь и до смерти её заиграть, но и тут же рядом с мышью погибнуть от истощения, — волчёнка научили охотиться на мышь, но не научили её съесть. Реально всё начинается с кусочка мяса, кусочка со шкурой, … волчица приносит дичь, прокусывает её, … волчица вызывает волчат к задушенной дичи, … и т.д. до обучения охоте. Показателен и тот факт, что перебои финансирования его исследовательской деятельности привели к кормёжке волчат помидорами, на что волчата успешно переключились, всего лишь нужно было волчат научить есть помидоры. Само собой ничего не происходит, — всему нужно учить, чтобы в зрелом возрасте, освоив заложенный Творцом потенциал, творчески производить новые оригинальные знания, которые опять же нужно передавать новому поколению.

Поэтому, принцип «практика — критерий истины», а истину (теорию) нужно понять умом (логика) и принять сердцем (нравственность), а затем применять и проверять практикой — нам нужно ещё взращивать.

Так же данная проблема обусловлена и огромным не реализованным творческим потенциалом практической деятельности, которая эмоционально захлёстывает теорию и возникает дисгармония, в итоге стресс.

Ещё один пример. Необходимо просверлить несколько отверстий. Как сделать правильно разметку в своём большинстве ребята пока ещё не слышат. Первым делом в руки берётся шуруповёрт, и только за тем возникает вопрос где сверлить. Только после этого осознаётся потребность сначала сделать разметку, а затем сверлить, а до этого спланировать, что что вообще хочешь сделать.

Главное, что у ребят есть желание, будем работать! Ужасно, когда наблюдаешь, что кому-то интереснее играть в телефоне под столом.

Итак, видится верной концепция — от практики к теории, а именно — начать на практике создавать реально нужные востребованные проекты (объекты), и в процессе их создания у ребят будут возникать вопросы, появится информационный голод на знания.

Классический метод кодирующей педагогики — сначала 5-10 минут теории, которую ученик должен осознанно или бездумно обратно педагогу повторить в магнитофоно попугайском режиме и затем возможно будет практика испробован, он не работает, более того, — он вреден.

Маховик обучения и развития мы запускаем от практики к теории.

Все проекты находятся в непрерывном развитии и наполнении материалом.

Все проекты, как и все наработки нашего объединения относятся к неавторской культуре. Соответственно, каждый человек в меру понимания и ответственности может войти в любой наш Проект и поделиться свои опытом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх