Концепция нашей проектной работы — от практики к теории. 

Концепция — это плотно упакованная идея (подход, принцип, суть) — которая разворачивается в постановку задач и план работы, или наоборот план работы и задачи можно упаковать в концепцию из одного предложения или абзаца.

К огромному сожалению, на сегодня у наших ребят нет чёткого и устойчивого понимания того, что теория и практика не разделимы, что практика без теории — это набивание шишек себе, близким, педагогам, а в дальнейшем подчинённым и руководителям. Что теория не должна быть интеллектуальной игрушкой без практического выхода, например, как академическая психология. Что теория должна состояться на практике, т.е. теория должна быть состоятельной. Реальность такова, что школа — даёт сплошную теорию, и у ребят сформировалось неприятие голой теории, т.к. получаемые знания мало используются на практике в их жизни. В идеале теория и практика — тандем, когда изучение одного подталкивает к освоению другого и наоборот, когда теория мотивирует к практическому воплощению полученных знаний, а практика требует изучения новой теории.

Так, из нашей практики, если ребятам выдать паяльники, то теорию пайки никто слушать не будет. Более того над теорией посмеются, что дайте мне паяльник! — я тут же начну паять, никакая говорильня мне не нужна, я сюда пришёл делом заниматься! Далее, после неудач на практике ребята вынуждены слушать. Однако, у ребят огромная проблема — они не научены[*] применять элементарные знания на практике. Такой культуры мышления — применять теорию на практике или на практике руководствоваться теорией — практически нет, и приходится элементарное и примитивное объяснять и показывать на практике по несколько раз. С объяснениям теории понятно, — проблема, но проблема с демонстрацией теории на практике! Например, показываешь, что для облуживания провода его нужно нагреть, нужно проводу передать некоторое количество тепла от паяльника, — касаешься паяльником провода и греешь. Ученик тут же вместо того, чтобы греть провод пытается обмазать провод оловом, как кисточкой. Т.е. навык работы кисточкой явно есть, а научиться тут же показанному — не может! Это жутко наблюдать. Многие ученики не в состоянии на практике сделать элементарное и простое то, что объяснили и показали только что тут же, нужны огромные внутренние усилия. Самое страшное, что уже у многих детей психический дискомфорт чему-либо научиться на практике управляя собственным телом, а именно поработать над собой вызывает мгновенное отторжение, например, упражнения на развитие координации движений.

[*]Так, 5 летнее проживание в стае волков и огромная исследовательская работа учёного Я. Бадридзе показала, что волчёнка необходимо научить далеко не только добывать пропитание — охотиться. Объект пищи после охоты и игры (тренировки) с ним нужно научить умертвить и, что поразительно, оказывается нужно научить прокусить шкурку, чтобы услышать запах крови, и затем нужно научить, что добыл. В ходе экспериментов волчёнок мог поймать мышь и до смерти её заиграть, но и тут же рядом с мышью погибнуть от истощения, — волчёнка научили охотиться на мышь, но не научили её съесть. Реально всё начинается с кусочка мяса, кусочка со шкурой, … волчица приносит дичь, прокусывает её, … волчица вызывает волчат к задушенной дичи, … и т.д. до обучения охоте. Показателен и тот факт, что перебои финансирования его исследовательской деятельности привели к кормёжке волчат помидорами, на что волчата успешно переключились, всего лишь нужно было волчат научить есть помидоры. Само собой ничего не происходит, — всему нужно учить, чтобы в зрелом возрасте, освоив заложенный Творцом потенциал, творчески производить новые оригинальные знания, которые опять же нужно передавать новому поколению.

Поэтому, принцип «практика — критерий истины», а истину (теорию) нужно понять умом (логика) и принять сердцем (нравственность), а затем применять и проверять практикой — нам нужно ещё взращивать.

Так же данная проблема обусловлена и огромным не реализованным творческим потенциалом практической деятельности, которая эмоционально захлёстывает теорию и возникает дисгармония, в итоге стресс.

Ещё один пример. Необходимо просверлить несколько отверстий. Как сделать правильно разметку в своём большинстве ребята пока ещё не слышат. Первым делом в руки берётся шуруповёрт, и только за тем возникает вопрос где сверлить. Только после этого осознаётся потребность сначала сделать разметку, а затем сверлить, а до этого спланировать, что что вообще хочешь сделать.

Главное, что у ребят есть желание, будем работать! Ужасно, когда наблюдаешь, что кому-то интереснее играть в телефоне под столом.

Итак, видится верной концепция — от практики к теории, а именно — начать на практике создавать реально нужные востребованные проекты (объекты), и в процессе их создания у ребят будут возникать вопросы, появится информационный голод на знания.

Классический метод кодирующей педагогики — сначала 5-10 минут теории, которую ученик должен осознанно или бездумно обратно педагогу повторить в магнитофоно попугайском режиме и затем возможно будет практика испробован, он не работает, более того, — он вреден.

Маховик обучения и развития мы запускаем от практики к теории.

Все проекты находятся в непрерывном развитии и наполнении материалом.

Все проекты, как и все наработки нашего объединения относятся к неавторской культуре. Соответственно, каждый человек в меру понимания и ответственности может войти в любой наш Проект и поделиться свои опытом.

Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype
Share on linkedin
Share on odnoklassniki
Share on print
Share on email
Share on facebook

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четырнадцать + 3 =

Пролистать наверх