Участие в областном конкурсе образовательных организаций
муниципальных образований Московской области на присвоение статуса
Региональной инновационной площадки (РИП)
Московской области в 2016 году
ПРОЕКТ
«Создание условий для развития кадровой базы инженерного корпуса будущего через организацию деятельности ребенка в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники в лаборатории «Радиоэлектроника и Робототехника»»
Описание инновационного образовательного проекта муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества
Ум, хорошо устроенный лучше,
чем хорошо наполненный
(Мишель Монтень «Опыты»)
- Наименование образовательной организации: муниципальное учреждение дополнительного образования центр детского творчества.
- Направление реализации проекта: реализация инновационного образовательного проекта муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества, направленного на распространение передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся, в том числе «Робототехника».
- Название проекта: «Создание условий для развития кадровой базы инженерного корпуса будущего через организацию деятельности ребенка в процессе интеграции начального иженерно-технического конструирования и основ робототехники в лаборатории «Радиоэлектроника и Робототехника».
- Ключевые слова: радиоэлектроника, робототехника, конструирование, кадровая база, инженерный корпус.
Срок реализации проекта: 2016-2018 гг.
- Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования.
Актуальность данного проекта обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, возрождении интереса молодежи к современной технике, воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
В настоящее время в нашей стране происходит активное развитие промышленности. В связи с этим остро стоит вопрос нехватки инженерных кадров. Поэтому становится актуальным создание в учреждениях дополнительного образования детских творческих объединений технической направленности.
На всех уровнях законодательства: федеральном, региональном и муниципальном отражено развитие технического потенциала молодого поколения. Выполняя Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» по увеличению к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей, отрегулированы основные направления развития образования по данному вопросу, что отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, и которые ориентируют содержание дополнительных образовательных программ на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях научно-техническим творчеством и привлечению юных талантов к участию в мероприятиях различных уровней.
Приоритетными являются показатели: доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях в сфере образования и доля детей охваченных дополнительными программами технической направленности в Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы и муниципальной программе Городского округа Подольск «Образование Подольска».
В этой связи мы провели социальный опрос населения нового микрорайона Кузнечики Городского округа Подольск, в котором проживает большое количество семей военнослужащих и где располагается Центр детского творчества. Опрос показал заинтересованность родителей в организации объединений технической направленности.
В 2015 – 2016 учебном году администрацией муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества было открыто объединение «Радиоэлектроника» с минимальными материальными и организационными затратами в обыкновенном учебном кабинете. Сегодня объединение «Радиоэлектроника» насчитывает 56 учащихся младшего школьного возраста. Реализация данного проекта позволит расширить возрастной диапазон учащихся и увеличить охват детей деятельностью технической направленности, а также позволит переоборудовать учебный кабинет в инновационную техническую лабораторию.
- Цели, задачи проекта.
Цель проекта — развитие у детей технической культуры мышления и привлечение их к техническому моделированию и конструированию.
Задачи проекта:
- Усовершенствовать учебно-методическую базу объединения.
- Усовершенствовать материально-техническую базу лаборатории.
- Сформировать у учащихся навыки командной работы, коммуникативные навыки.
- Сформировать умение применять теоретические знания по моделированию и конструированию на практике.
- Воспитать гармонично развитую, общественно активную личность, способную адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства.
- Выявление одаренных детей и подростков и обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.
- Развить творческие способности и логическое мышление учащихся.
- Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации 3-х годичного проекта «Создание условий для развития кадровой базы инженерного корпуса будущего через организацию деятельности ребенка в процессе интеграции начального иженерно-технического конструирования и основ робототехники в лаборатории «Радиоэлектроника и Робототехника» предполагается:
- создание условий для подготовки кадровой базы инженерного корпуса страны через привлечение молодежи в дальнейшем обучении по специальностям технической направленности: переоборудование учебного кабинета в инновационную лабораторию, разработка документации и программно-методического обеспечения по техническому моделированию и конструированию, создание сетевых площадок по распространению и обмену опытом;
- увеличение охвата детей, в том числе и по возрастному диапазону;
- повышение успеваемости учащихся по предметам технической направленности в общеобразовательных учреждениях;
- применение учащимися теоретических знаний на практике;
- развитие личностно-коммуникативных компетенций учащихся и творческих способностей.
- Ожидаемые эффекты проекта.
Выявление и развитие творчески одарённых детей технической направленности.
Осознанный выбор профессии учащимися и дальнейший выбор высшего учебного заведения вплоть до конкретного технического ВУЗа.
Фактическая работа сетевой тематической площадки:
- с общеобразовательными учреждениями,
- с учреждениями дополнительного образования,
- с профильными промышленными предприятиями,
- с производителями конструкторов.
Привлечение родителей к общественной жизни коллектива через тематические родительские собрания (практика имеется) по мотивации к саморазвитию.
Продвижение реализации и популяризации данного проекта через СМИ, официальный сайт учреждения и тематические Интернет площадки.
- Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:
- сохранность контингента учащихся: высокий уровень – 80-100%, средний уровень – 50-79%, низкий уровень – 2-49%
- участие в конкурсах различных уровней технической направленности: базовый уровень программы – 50%, продвинутый уровень – 80%.
- качество усвоения базовой дополнительной общеразвивающей программы: высокий уровень – 80-100%, средний уровень – 40-79%, низкий уровень – 2-39%.
- переход детей на обучение продвинутый уровень программы: 25% и более.
- победители и призеры конкурсов и фестивалей различных уровней технической направленности: базовый уровень программы – 10%, продвинутый уровень – 50%.
- Описание основных мероприятий проекта по этапам.
Достижение целей и задач, поставленных в проекте с 2016 по 2018 г. будет осуществляться в несколько этапов.
1-й этап — подготовительный. С 01.09.2015 г. по 31.08.2016 г.
Разработка проекта и Локальных актов: «Положение о лаборатории», инструкции по технике безопасности и др.
Создание стартовой дополнительной общеразвивающей программы «Радиоэлектроника».
Создание материально-технической базы: кабинет, оснащенный учебной мебелью и оборудованием, электронными конструкторами («Знаток. 999 схем + Школа», «Знаток. Радиоуправляемый вездеход «Лидер»», «Знаток. Klikko-652», «Знаток. ArTeC Blocks»), аккумулятором ROBITON 1800MHAA-2 BL2, зарядными устройствами на 8 аккумуляторов ANSMANN 1001-0006 POWERLINE 8 BL1, LA CROSSE BC-700 (TECHNOLINE), сетевым фильтром (удлинителем), мультиметром МАСТЕР PROFESSIONAL M830B, мультимедиапроектором BenQ, интерактивной доской, компьютером, монитором LG 22’FHD, колонками Genius, МФУ HP-125r.
Разработка базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».
2-й этап — основной. С 1.09.2016 г. по 31.05.2018 г.
Анализ и выявление проблем подготовительного этапа.
Распространение положительного опыта подготовительного этапа.
Внедрение базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».
Разработка проекта дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми.
Создание методического сопровождения базовой программы: разработка лабораторных работ, диагностических материалов по выявлению уровня освоения учащимися учебного материала, календарно-тематического планирования и др.
Внедрение материально-технической базы для базового уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника»: закупка электромонтажного инструмента, паяльного оборудования и расходных материалов начального профессионального уровня; приобретение конструкторов «Альтернативные источники энергии» торговой марки «Знаток» -10 шт., «Амперка», «Ардуино» и других; закупка 1-2 ПК, в т.ч. для программирования микропроцессоров.
Подбор организации подрядчиков по проектированию и монтажу местной вентиляции и электропроводки.
Взаимодействие с производителями работ по усовершенствованию конструкторов и методических материалов (альбомов).
Организация сетевого взаимодействия и продвижения проекта в других образовательных учреждениях.
Создание сайта с форумом, как сетевой площадки по координации, обмену опытом и дальнейшим инновационным, стратегическим разработкам в области радиоэлектроники, робототехники и смежным техническим направлениям авто-, авиа- моделирования.
Наращивание кадрового потенциала — поиск и приём на работу педагогов технической направленности.
Развитие творческого потенциала учащихся посредством участия в выставочно-конкурсной деятельности технической направленности.
Привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях объединения.
3-й этап — заключительный. С 01.06.2018 г. по 31.08.2018 г.
Анализ и выявление проблем основного этапа.
Распространение положительного опыта основного этапа.
Внедрение дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми.
Организация участия учащихся в выставочно-конкурсной и проектной деятельности технической направленности.
Создание методического сопровождения программы продвинутого уровня: разработка лабораторных работ, диагностических материалов по выявлению уровня освоения учащимися учебного материала, календарно-тематического планирования и др.
Пополнение материально-технической базы для продвинутого уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника» новыми моделями конструкторов.
Развитие сетевого взаимодействия, расширение сети учебных заведений по внедрению проекта.
Таблица 1
- Календарный план на период реализации проекта
№ п/п |
Этап проекта | Мероприятия проекта | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты |
1 | Подготовительный |
· Разработка проекта и Локальных актов: «Положение о лаборатории», инструкции по технике безопасности и др. · Создание стартовой дополнительной общеразвивающей программы «Радиоэлектроника». · Создание материально-технической базы. · Разработка положения о лаборатории, проекта базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника». |
С 01.09.2015 г. по 31.08.2016 г. |
· Проект и нормативно-правовая база. · Стартовая дополнительная общеразвивающая программа «Радиоэлектронника». · Материально-техническая база. · Положение о лаборатории. · Проект базовой программы. |
2 | Основной |
· Анализ и выявление проблем подготовительного этапа. · Распространение положительного опыта подготовительного этапа. · Внедрение базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника». · Разработка проекта дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми. · Создание методического сопровождения базовой программы. · Внедрение материально-технической базы для базового уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника». · Подбор организации подрядчиков по проектированию и монтажу местной вентиляции и электропроводки. · Организация сетевого взаимодействия. · Создание сайта. · Оптимизация и продвижение проекта в других учебных заведениях. · Наращивание кадрового потенциала проекта, а именно поиск и приём на работу педагогов технической направленности. · Развитие творческого потенциала учащихся посредством участия в выставочно-конкурсной деятельности технической направленности. · Привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях объединения. |
С 1.09.2016 по 31.05.2018 |
· Положительный опыт подготовительного этапа. · Базовая общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника». · Методическое сопровождение базовой программы. · Материально-техническая база для базового уровня. · Сетевое взаимодействие. · Сайт. · Кадровое обеспечение. · Участие учащихся в выставках и конкурсах. · Работа с родителями. |
3 | Заключительный |
· Анализ и выявление проблем основного этапа. · Распространение положительного опыта основного этапа. · Внедрение дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми. · Организация участия учащихся в выставочно-конкурсной и проектной деятельности технической направленности. · Создание методического сопровождения программы продвинутого уровня. · Внедрение материально-технической базы для продвинутого уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника». · Развитие сетевого взаимодействия, расширение сети учебных заведений по внедрению проекта. |
С 01.06.2018 по 31.08.2018 |
· Положительный опыт основного этапа. · Программа продвинутого уровня и индивидуальные маршруты для работы с одаренными детьми. · Результаты участия учащихся в выставочно-конкурсной и проектной деятельности технической направленности. · Методическое сопровождение программы. · Материально-техническая базы для продвинутого уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника». · Сетевое взаимодействие.
|
- Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровое обеспечение проекта
Таблица 2
Кадровое обеспечение проекта
№ п/п |
Ф.И.О. сотрудника | Должность, образование, ученая степень, ученое звание | Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет | Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.) |
1. | Хаулина Люмила Викторовна |
Директор МУ ДО ЦДТ. Высшее |
Проект «Наше Подмосковье». | Руководитель |
2. | Кожевникова Елена Александровна | Руководитель структурного подразделения «Досуг» | Проект «Наше Подмосковье». | Эксперт |
3. | Дуйсенбаев Алимжан Келесович | Руководитель объединения «Радиоэлектроника» | Проект объединения «Радиоэлектроника». | Разработчик |
- Материально-техническое обеспечение проекта
Таблица 3
Материально-техническое обеспечение проекта.
№ п/п |
Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта | Количество (ед.) |
1. | Кабинет | 43 кв.м |
2. | Столы/стулья | 14/14 |
3. | Шкафы | 5 |
4. | Учебная доска | 2 |
5. | Конструктор электронный «Знаток. 999 схем + Школа» | 12 |
6. | Конструктор электронный «Знаток. Радиоуправляемый вездеход «Лидер»» | 8 |
7. | Конструктор «Знаток. Klikko-652» | 3 |
8. | Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks» (руководство по занятиям, 280 дет.) | 1 |
9. | Аккумулятор АА 1800 мАч ROBITON 1800MHAA-2 BL2 | 50 |
10. | Зарядное устройство на 8 ак-ов ANSMANN 1001-0006 POWERLINE 8 BL1 | 2 |
11. | Зарядное устройство LA CROSSE BC-700 (TECHNOLINE) | 1 |
12. | Сетевой фильтр (удлинитель) | 3 |
13. | Мультиметр МАСТЕР PROFESSIONAL M830B | 12 |
14. | Мультимедиапроектор BenQ | 1 |
15. | Интерактивная доска-экран | |
16. | Компьютер: системный блок 1050, i3, 8G, 500G, DVD- RW/350W, 22’FHD | 1 |
17. | Монитор LG 22’FHD | 1 |
18. | Колонки Genius | 1 |
19. | МФУ HP-125r | 1 |
- Финансовое обеспечение проекта
Таблица 4
Финансовое обеспечение проекта.
№ п\п |
Направления | Год | Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
1. | Материально-техническое обеспечение (табл.3) | 2015 год | Внебюджетное финансирование | 120,0 |
2.
|
Материально-техническое обеспечение | 2016-год | Внебюджетное финансирование | 150,0 |
Средства бюджета городского округа Подольск | 80,0 | |||
3 | Материально-техническое обеспечение | 2017- год | Внебюджетное финансирование | 200,0 |
- Основные риски проекта и пути их минимизации
Таблица 5
Основные риски проекта и пути их минимизации.
№ п\п |
Основные риски проекта | Пути их минимизации |
1. |
Сокращение внебюджетных средств. | Проведение локальных рекламных акций. Выход на СМИ. Привлечение спонсоров. |
2. | Отставание в сроках реализации проекта | Оптимальное распределение полномочий и круга ответственности. |
3. | Низкая эффективность социального партнерства | Активизация своих педагогических кадров. |
4. | Недостаточная подготовка кадров |
Повышение квалификации педагогов. Направление педагогов на обучение. |
- Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
Таблица 6
Предложения по распространению и внедрению результатов и обеспечению устойчивости.
№ п\п |
Предложения | Механизмы реализации |
1. | Обмен опытом через сетевое взаимодействие. | Проведение мастер-классов, семинаров, конференций разного уровня. |
2. | Запланировано открытие тематической сетевой площадки в интернете. | В том числе и через Интернет организация тематических конкурсных, фестивальных и прочих мероприятий. Выход в образовательные организации. Личные знакомства с учителями физики… |
3. |
Публикации по теме проекта. | Выпуск альманаха. Разработка методических рекомендаций, публичных отчетов, семинаров, презентаций социальных практик, выставок изделий, созданных в проекте, фотографий, статей. |
4. |
Предоставление своего опыта на тематических сайтах. | Размещение разработанных инновационных проектов на Интернет ресурсах. |
5. | Привлечение родительской общественности к проекту. | Информирование социума о результатах деятельности школы в инновационном проекте. |
- Основные реализованные проекты образовательной организации за последние 3 года
Таблица 7
Основные проекты образовательной организации за последние 3 года
№ п\п |
Период реализации проекта | Название проекта | Источники и объем финансирования | Основные результаты |
1. | 2012-н.в. | Проект «Росинка» | Родители, 250т.р. на сценические костюмы, транспорт и т.д. |
Приобщение детей и взрослых к традициям русской народной культуры путем проведения благотворительных мероприятий. Формирование у детей и подростков социально значимых личностных качеств, системы общечеловеческих ценностей, ключевых компетенций в процессе изучения русского фольклора. Развитие творческих способностей и навыков фольклорного исполнительства. Воспитание любви к Родине. 4 награды руководителю проекта. Более 11 грамот и дипломов у участников проекта. |
2. | 2015 | Проект «Дети должны жить в мире красоты» | Родители, 5т.р. | Оформление детской уличной площадки микрорайона Кзнечики д/с 32 |
3. | 2014-н.в. | Проект «Пусть Кузнечики станут краше» | Родители, 5т.р | Оформление интерьера подъездов жилых домов мк-на Кузнечики. |
Юные дарования радиолюбители и робототехники — это не только грамотные пользователи в будущем, — это созидатели и изобретатели. Познав в детстве творческое самовыражение, в зрелом возрасте — это уже самодостаточные личности, которым нравственно не приемлем паразитизм, не приемлем труд вне созидания.