Проект РИП 2016

Участие в областном конкурсе образовательных организаций
муниципальных образований Московской области на присвоение статуса
Региональной инновационной площадки
(РИП)
Московской области в 2016 году

ПРОЕКТ

«Создание условий для развития кадровой базы инженерного корпуса будущего через организацию деятельности ребенка в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники в лаборатории «Радиоэлектроника и Робототехника»»

Описание инновационного образовательного проекта муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества

 Ум, хорошо устроенный лучше,
чем хорошо наполненный
(Мишель Монтень «Опыты»)

  1. Наименование образовательной организации: муниципальное учреждение дополнительного образования центр детского творчества.
  1. Направление реализации проекта: реализация инновационного образовательного проекта муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества, направленного на распространение передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся, в том числе «Робототехника».
  1. Название проекта: «Создание условий для развития кадровой базы инженерного корпуса будущего через организацию деятельности ребенка в процессе интеграции начального иженерно-технического конструирования и основ робототехники в лаборатории «Радиоэлектроника и Робототехника».
  1. Ключевые слова: радиоэлектроника, робототехника, конструирование, кадровая база, инженерный корпус.

Срок реализации проекта: 2016-2018 гг.

  1. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования.

Актуальность данного проекта обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, возрождении интереса молодежи к современной технике, воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

В настоящее время в нашей стране происходит активное развитие промышленности. В связи с этим остро стоит вопрос нехватки инженерных кадров. Поэтому становится актуальным создание в учреждениях дополнительного образования детских творческих объединений технической направленности.

На всех уровнях законодательства: федеральном, региональном и муниципальном отражено развитие технического потенциала молодого поколения. Выполняя Указ  Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной политики»  по увеличению к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей, отрегулированы основные направления развития образования по данному вопросу, что отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, и которые ориентируют содержание дополнительных образовательных программ на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях научно-техническим творчеством и привлечению юных талантов к участию в мероприятиях различных уровней.

Приоритетными являются показатели: доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях в сфере образования и доля детей охваченных дополнительными программами технической направленности в Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы и муниципальной программе Городского округа Подольск «Образование Подольска».

В этой связи мы провели социальный опрос населения нового микрорайона Кузнечики Городского округа Подольск, в котором проживает большое количество семей военнослужащих и где располагается Центр детского творчества. Опрос показал заинтересованность родителей в организации объединений технической направленности.

В 2015 – 2016 учебном году администрацией муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества было открыто объединение «Радиоэлектроника» с минимальными материальными и организационными затратами в обыкновенном учебном кабинете. Сегодня объединение «Радиоэлектроника» насчитывает 56 учащихся младшего школьного возраста. Реализация данного проекта позволит расширить возрастной диапазон учащихся и увеличить охват детей деятельностью технической направленности, а также позволит переоборудовать учебный кабинет в инновационную техническую лабораторию.

  1. Цели, задачи проекта.

Цель проекта — развитие у детей технической культуры мышления и привлечение их к техническому моделированию и конструированию.

Задачи проекта:

  • Усовершенствовать учебно-методическую базу объединения.
  • Усовершенствовать материально-техническую базу лаборатории.
  • Сформировать у учащихся навыки командной работы, коммуникативные навыки.
  • Сформировать умение применять теоретические знания по моделированию и конструированию на практике.
  • Воспитать гармонично развитую, общественно активную личность, способную адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства.
  • Выявление одаренных детей и подростков и обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.
  • Развить творческие способности и логическое мышление учащихся.
  1. Ожидаемые результаты проекта.

В результате реализации 3-х годичного проекта «Создание условий для развития кадровой базы инженерного корпуса будущего через организацию деятельности ребенка в процессе интеграции начального иженерно-технического конструирования и основ робототехники в лаборатории «Радиоэлектроника и Робототехника» предполагается:

  • создание условий для подготовки кадровой базы инженерного корпуса страны через привлечение молодежи в дальнейшем обучении по специальностям технической направленности: переоборудование учебного кабинета в инновационную лабораторию, разработка документации и программно-методического обеспечения по техническому моделированию и конструированию, создание сетевых площадок по распространению и обмену опытом;
  • увеличение охвата детей, в том числе и по возрастному диапазону;
  • повышение успеваемости учащихся по предметам технической направленности в общеобразовательных учреждениях;
  • применение учащимися теоретических знаний на практике;
  • развитие личностно-коммуникативных компетенций учащихся и творческих способностей.
  1. Ожидаемые эффекты проекта.

Выявление и развитие творчески одарённых детей технической направленности.

Осознанный выбор профессии учащимися и дальнейший выбор высшего учебного заведения вплоть до конкретного технического ВУЗа.

Фактическая работа сетевой тематической площадки:

  • с общеобразовательными учреждениями,
  • с учреждениями дополнительного образования,
  • с профильными промышленными предприятиями,
  • с производителями конструкторов.

Привлечение родителей к общественной жизни коллектива через тематические родительские собрания (практика имеется) по мотивации к саморазвитию.

Продвижение реализации и популяризации данного проекта через СМИ, официальный сайт учреждения и тематические Интернет площадки.

  1. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:
  • сохранность контингента учащихся: высокий уровень – 80-100%, средний уровень – 50-79%, низкий уровень – 2-49%
  • участие в конкурсах различных уровней технической направленности: базовый уровень программы – 50%, продвинутый уровень – 80%.
  • качество усвоения базовой дополнительной общеразвивающей программы: высокий уровень – 80-100%, средний уровень – 40-79%, низкий уровень – 2-39%.
  • переход детей на обучение продвинутый уровень программы: 25% и более.
  • победители и призеры конкурсов и фестивалей различных уровней технической направленности: базовый уровень программы – 10%, продвинутый уровень – 50%.
  1. Описание основных мероприятий проекта по этапам.

Достижение целей и задач, поставленных в проекте с 2016 по 2018 г. будет осуществляться в несколько этапов.

1-й этап — подготовительный. С 01.09.2015 г. по 31.08.2016 г.

Разработка проекта и Локальных актов: «Положение о лаборатории», инструкции по технике безопасности и др.

Создание стартовой дополнительной общеразвивающей программы «Радиоэлектроника».

Создание материально-технической базы: кабинет, оснащенный учебной мебелью и оборудованием, электронными конструкторами («Знаток. 999 схем + Школа», «Знаток. Радиоуправляемый вездеход «Лидер»», «Знаток. Klikko-652», «Знаток. ArTeC Blocks»), аккумулятором ROBITON 1800MHAA-2 BL2, зарядными устройствами на 8 аккумуляторов ANSMANN 1001-0006 POWERLINE 8 BL1, LA CROSSE BC-700 (TECHNOLINE), сетевым фильтром (удлинителем), мультиметром МАСТЕР PROFESSIONAL M830B, мультимедиапроектором BenQ, интерактивной доской, компьютером, монитором LG 22’FHD, колонками Genius, МФУ HP-125r.

Разработка базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».

2-й этап — основной. С 1.09.2016 г. по 31.05.2018 г.

Анализ и выявление проблем подготовительного этапа.

Распространение положительного опыта подготовительного этапа.

Внедрение базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».

Разработка проекта дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми.

Создание методического сопровождения базовой программы: разработка лабораторных работ, диагностических материалов по выявлению уровня освоения учащимися учебного материала, календарно-тематического планирования и др.

Внедрение материально-технической базы для базового уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника»: закупка электромонтажного инструмента, паяльного оборудования и расходных материалов начального профессионального уровня; приобретение конструкторов «Альтернативные источники энергии» торговой марки «Знаток» -10 шт., «Амперка», «Ардуино» и других; закупка 1-2 ПК, в т.ч. для программирования микропроцессоров.

Подбор организации подрядчиков по проектированию и монтажу местной вентиляции и электропроводки.

Взаимодействие с производителями работ по усовершенствованию конструкторов и методических материалов (альбомов).

Организация сетевого взаимодействия и продвижения проекта в других образовательных учреждениях.

Создание сайта с форумом, как сетевой площадки по координации, обмену опытом и дальнейшим инновационным, стратегическим разработкам в области радиоэлектроники, робототехники и смежным техническим направлениям авто-, авиа- моделирования.

Наращивание кадрового потенциала — поиск и приём на работу педагогов технической направленности.

Развитие творческого потенциала учащихся посредством участия в выставочно-конкурсной деятельности технической направленности.

Привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях объединения.

3-й этап — заключительный. С 01.06.2018 г. по 31.08.2018 г.

Анализ и выявление проблем основного этапа.

Распространение положительного опыта основного этапа.

Внедрение дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми.

Организация участия учащихся в выставочно-конкурсной и проектной деятельности технической направленности.

Создание методического сопровождения программы продвинутого уровня: разработка лабораторных работ, диагностических материалов по выявлению уровня освоения учащимися учебного материала, календарно-тематического планирования и др.

Пополнение материально-технической базы для продвинутого уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника» новыми моделями конструкторов.

Развитие сетевого взаимодействия, расширение сети учебных заведений по внедрению проекта.

Таблица 1

  1. Календарный план на период реализации проекта

п/п

Этап проекта Мероприятия проекта Сроки или период (в мес.) Ожидаемые результаты
1 Подготовительный

·    Разработка проекта и Локальных актов: «Положение о лаборатории», инструкции по технике безопасности и др.

·    Создание стартовой дополнительной общеразвивающей программы «Радиоэлектроника».

·    Создание материально-технической базы.

·    Разработка положения о лаборатории, проекта базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».

С 01.09.2015 г. по 31.08.2016 г.

·  Проект и нормативно-правовая база.

·  Стартовая дополнительная общеразвивающая программа «Радиоэлектронника».

·  Материально-техническая база.

·  Положение о лаборатории.

·  Проект базовой программы.

2 Основной

·    Анализ и выявление проблем подготовительного этапа.

·    Распространение положительного опыта подготовительного этапа.

·    Внедрение базовой общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».

·    Разработка проекта дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми.

·    Создание методического сопровождения базовой программы.

·    Внедрение материально-технической базы для базового уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника».

·    Подбор организации подрядчиков по проектированию и монтажу местной вентиляции и электропроводки.

·    Организация сетевого взаимодействия.

·    Создание сайта.

·    Оптимизация и продвижение проекта в других учебных заведениях.

·    Наращивание кадрового потенциала проекта, а именно поиск и приём на работу педагогов технической направленности.

·    Развитие творческого потенциала учащихся посредством участия в выставочно-конкурсной деятельности технической направленности.

·    Привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях объединения.

С 1.09.2016 по 31.05.2018

·    Положительный опыт подготовительного этапа.

·    Базовая общеразвивающей программы объединения «Радиоэлектроника и Робототехника».

·    Методическое сопровождение базовой программы.

·    Материально-техническая база для базового уровня.

·    Сетевое взаимодействие.

·    Сайт.

·    Кадровое обеспечение.

·    Участие учащихся в выставках и конкурсах.

·    Работа с родителями.

3 Заключительный

·    Анализ и выявление проблем основного этапа.

·    Распространение положительного опыта основного этапа.

·    Внедрение дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня и индивидуальных маршрутов для работы с одаренными детьми.

·    Организация участия учащихся в выставочно-конкурсной и проектной деятельности технической направленности.

·    Создание методического сопровождения программы продвинутого уровня.

·    Внедрение материально-технической базы для продвинутого уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника».

·    Развитие  сетевого взаимодействия, расширение сети учебных заведений по внедрению проекта.

С 01.06.2018

по 31.08.2018

·    Положительный опыт основного этапа.

·    Программа продвинутого уровня и индивидуальные маршруты для работы с одаренными детьми.

·    Результаты участия учащихся в выставочно-конкурсной и проектной деятельности технической направленности.

·    Методическое сопровождение программы.

·    Материально-техническая базы для продвинутого уровня обучения по программе «Радиоэлектроника и Робототехника».

·    Сетевое взаимодействие.

 

  1. Ресурсное обеспечение проекта:
    • Кадровое обеспечение проекта

Таблица 2

Кадровое обеспечение проекта

п/п

Ф.И.О. сотрудника Должность, образование, ученая степень, ученое звание Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)
1. Хаулина Люмила Викторовна

Директор МУ ДО ЦДТ.

Высшее

Проект «Наше Подмосковье». Руководитель
2. Кожевникова Елена Александровна Руководитель структурного подразделения «Досуг» Проект «Наше Подмосковье». Эксперт
3. Дуйсенбаев Алимжан Келесович Руководитель объединения «Радиоэлектроника» Проект объединения «Радиоэлектроника». Разработчик
  • Материально-техническое обеспечение проекта

Таблица 3

Материально-техническое обеспечение проекта.

п/п

Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта Количество (ед.)
1. Кабинет 43 кв.м
2. Столы/стулья 14/14
3. Шкафы 5
4. Учебная доска 2
5. Конструктор электронный «Знаток. 999 схем + Школа» 12
6. Конструктор электронный «Знаток. Радиоуправляемый вездеход «Лидер»» 8
7. Конструктор «Знаток. Klikko-652» 3
8. Конструктор «Знаток. ArTeC Blocks» (руководство по занятиям, 280 дет.) 1
9. Аккумулятор АА 1800 мАч ROBITON 1800MHAA-2 BL2 50
10. Зарядное устройство на 8 ак-ов ANSMANN 1001-0006 POWERLINE 8 BL1 2
11. Зарядное устройство LA CROSSE BC-700 (TECHNOLINE) 1
12. Сетевой фильтр (удлинитель) 3
13. Мультиметр МАСТЕР PROFESSIONAL M830B 12
14. Мультимедиапроектор BenQ 1
15. Интерактивная доска-экран  
16. Компьютер: системный блок 1050, i3, 8G, 500G, DVD- RW/350W, 22’FHD 1
17. Монитор LG 22’FHD 1
18. Колонки Genius 1
19. МФУ HP-125r 1
  • Финансовое обеспечение проекта

Таблица 4

Финансовое обеспечение проекта.

п\п

Направления             Год Источники финансирования

Объемы финансирования

(тыс. руб.)

1. Материально-техническое обеспечение (табл.3) 2015  год Внебюджетное финансирование 120,0

2.

 

Материально-техническое обеспечение 2016-год Внебюджетное финансирование 150,0
Средства бюджета городского округа Подольск 80,0
3 Материально-техническое обеспечение 2017- год Внебюджетное финансирование 200,0
  1. Основные риски проекта и пути их минимизации

Таблица 5

Основные риски проекта и пути их минимизации.

п\п

Основные риски проекта Пути их минимизации

 

1.

Сокращение внебюджетных средств. Проведение локальных рекламных акций. Выход на СМИ. Привлечение спонсоров.
2. Отставание в сроках реализации проекта Оптимальное распределение полномочий и круга ответственности.
3. Низкая эффективность социального партнерства Активизация своих педагогических кадров.
4. Недостаточная подготовка кадров

Повышение квалификации педагогов.

Направление педагогов на обучение.

  1. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации

Таблица 6

Предложения по распространению и внедрению результатов и обеспечению устойчивости.

п\п

Предложения Механизмы реализации
1. Обмен опытом через сетевое взаимодействие. Проведение мастер-классов, семинаров, конференций разного уровня.
2. Запланировано открытие тематической сетевой площадки в интернете. В том числе и через Интернет организация тематических конкурсных, фестивальных и прочих мероприятий. Выход в образовательные организации. Личные знакомства с учителями физики…

 

3.

Публикации по теме проекта. Выпуск альманаха. Разработка методических рекомендаций, публичных отчетов, семинаров, презентаций социальных практик, выставок изделий, созданных в проекте, фотографий, статей.

 

4.

Предоставление своего опыта на тематических сайтах. Размещение разработанных инновационных проектов на Интернет ресурсах.
5. Привлечение родительской общественности к проекту. Информирование социума о результатах деятельности школы в инновационном проекте.
  1. Основные реализованные проекты образовательной организации за последние 3 года

Таблица 7

Основные проекты образовательной организации за последние 3 года

п\п

Период реализации проекта Название проекта Источники и объем финансирования Основные результаты
1. 2012-н.в. Проект «Росинка» Родители, 250т.р. на сценические костюмы, транспорт и т.д.

Приобщение детей и взрослых к традициям русской народной культуры путем проведения благотворительных мероприятий. Формирование у детей и подростков социально значимых личностных качеств, системы общечеловеческих ценностей, ключевых компетенций в процессе изучения русского фольклора. Развитие творческих способностей и навыков фольклорного исполнительства. Воспитание любви к Родине.

4 награды руководителю проекта.

Более 11 грамот и дипломов у участников проекта.

2. 2015 Проект «Дети должны жить в мире красоты» Родители, 5т.р. Оформление детской уличной площадки микрорайона Кзнечики д/с 32
3. 2014-н.в. Проект «Пусть Кузнечики станут краше» Родители, 5т.р Оформление интерьера подъездов жилых домов мк-на Кузнечики.

Юные дарования радиолюбители и робототехники — это не только грамотные пользователи в будущем, — это созидатели и изобретатели. Познав в детстве творческое самовыражение, в зрелом возрасте — это уже самодостаточные личности, которым нравственно не приемлем паразитизм, не приемлем труд вне созидания.

 

 

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в linkedin
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в print
Поделиться в email
Поделиться в facebook

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Пролистать наверх